Лаборатория развития

КОНЦЕНТРАЦИЯ

Вырабатывание концентрации есть сознательное усилие, ведущее к способности осознавать и, как следствие, переживать внутренние процессы. Данный уровень (качество) характеризует осознанное отношение человека к своей жизни. Следует понимать, что без сознательного усилия человек не может вовлечь себя как в процесс самопознания, так и в процесс понимания предмета, принятия знаний и информации.

Зачастую человек либо недооценивает важность умения концентрироваться, либо путает концентрацию со вниманием, обращенным на что-то, или с внутренним соглашением (когда ассоциативность замещает внутреннее усилие). Концентрация требует постоянной внутренней собранности. Не напряжения, а именно собранности, когда человек не теряет контроль над самим собой и над ситуацией.

Концентрация человека зависит от количества неправильно развитых на момент обучения действий, то есть от того, как человек в течение жизни развивал свое сознание. Даже у людей с высоким уровнем интеллекта уровень концентрации редко бывает достаточным для внутреннего сохранения (когда мыслительный процесс сохраняет затраченную на его деятельность энергию).

Хочется обратить внимание, что интеллектуальное развитие не формирует достаточных условий для развития способности находиться в концентрированном состоянии. Развитие концентрации следует рассматривать как искусство, содержащее в себе дополнительный ресурс для сознания. Концентрация не разрушает имеющуюся энергию — она, прежде всего, сохраняет и улучшает ее, помогая человеку наполняться.

Каждое действие в жизни человека определяется его наполняемостью, проще говоря, тем чувственным переживанием, которое сопровождает человека в процессе совершения любого действия. Если этой наполняемости нет, то человек ищет дополнительные эмоциональные источники, реализующие недостаточность переживаний процесса (потребление новостей, поиск собеседника, попытки придумать, чем он займется в ближайшее время и т. д.).

Человек не может не искать источник наполнения, если он не умеет вырабатывать его внутри. И здесь вопрос, собственно, в том, чем он наполняется и что является источником его желаний. Чем больше человек совершает действий без концентрации, тем грубее его интересы и тем проще их найти. Но и интеллектуально развивающийся человек не может реализовывать различные чувственные переживания, если он не умеет задействовать свое тело и энергию в едином замкнутом механизме деяния.

Нельзя не учитывать зависимость концентрации от энергии, которую человек имеет от рождения и которую он уже растратил в результате несбалансированной жизни. Каждый из нас имеет разную изначальную энергию, и на этапе начала не все могут использовать достаточное количество энергии для того, чтобы задать быстрый прогресс в развитии концентрации. Важно понимать это и соизмерять свои действия со своими возможностями. Изначально не стоит пытаться охватить сразу слишком большой объем действий, иначе будет теряться ответственность за то, что делается.

 

Искусство обучения

Для постижения искусства обучения концентрации необходимо найти опору. Это позволяет выстроить занятия, а затем и практику, задавая прогрессию в развитии и опираясь на способность человека к повышению уровня концентрации. Для этого следует познать два искусства:

  • искусство нахождения начала;
  • искусство удерживания задачи.


Условия обучения

Условия обучения концентрации предполагают постоянный ритм cфокусированной работы и умение находиться в сосредоточении. То есть мы говорим о понимании четырех этапов, приводящих нас к энергетическому усилию концентрации:

  • наполнение;
  • внимание;
  • фокусирование;
  • сосредоточение.


Состояние невозвратности

Условием достижения состояния невозвратности в данном случае являются два постоянных усилия:

  • концентрация;
  • осознание.


Два этих усилия должны быть взаимосвязаны. Если навык концентрации не развит, то его невозможно выработать за короткий период времени. Следовательно, если концентрация не развита, то и осознанные действия не могут быть достаточно эффективными.

Каждое наше действие должно стать для нас осознаваемым опытом, и чем реальней мы в нем пребываем, тем реальнее для нас сам опыт. Зачастую опыт, который имеют люди, не является адекватным самому понятию саморазвития. А ведь именно от этого опыта зависит, сможет ли человек работать с достаточным уровнем  концентрации, или он уже привык работать, не концентрируясь.

Способы развития концентрации связаны с элементарными принципами существования: они опираются на дисциплину, регулярность и способность находиться в контролируемом волевом усилии существования. И если сюда добавить еще специальные практики и техники, то мы получим тот минимум, который будет необходим для начала работы с концентрацией.

Может ли человек достичь высокой степени концентрированности без всего этого? Однозначно нет, но если от рождения он имеет достаточное количество энергии, питающей мозг, то, безусловно, частично такой человек сможет реализовать задачи строительства сознания без специальной работы над этим. Однако при неумении сохранять энергию однажды наступает момент ослабления психических возможностей.


Инструменты обучения

Любые статические и двигательные практики, делающиеся с позиции развития сосредоточения.


 

   7174  

Задать вопрос


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



top