Майя. Письмо танца

Танец майя — это поперечно-переменный срез пространства. Это формула, в которой эстетика танца не является основным элементом. Танец майя — это определенная система движения, измеряющая те или иные изменения пространства. Это структурированные движения, отражающие те или иные задачи.


Для танца майя важны четыре условия:

  • место исполнения;
  • качество развития исполняющего;
  • содержание исполнения;
  • то, на что или на кого направлен танец.

Тело воспринималось майя как иррациональное чувство, оно не рассматривалось механистично. Функциональность майянского танца многообразна, но в то же время он является частью единой формулы. Танец должен следовать определенной задаче, он не должен становиться условием получения эмоций. Важно, чтобы функция танца не оказалась подменена.

Статические позы танца, изображенные на различных стелах и сосудах майя, указывают на «сверхъестественные» состояния, которые могут интерпретироваться как жертвенные, сверхсознательные или божественные. Возможна разнообразная интерпретация, но все сводится к заданному квадрату (основанию пирамиды), в который вписаны семь ступеней.

Далее, в зависимости от степени сжатия квадрата, мы получаем 7 резонансных витков. Показатели сжатости зависят от места (если это пирамида), или от усилия индейца (если это танец). То есть это переход с одной ступени на другую. Эти резонансные витки определяются многоступенчатой шкалой: на первой ступени — два витка, на второй — три, на третьей — четыре, на пятой — пять, на шестой — шесть.

Самым важным в танце является последний виток, который образует шесть резонансных групп (он же является и переходным и, соответственно, самым высокочастотным). Чтобы подойти к нему, следует пройти в процессе танца семь уровней изменений, что образует двадцать движений Цолькина. При этом каждая ступень является самостоятельной структурой, имеющей все показатели, включая квинтэссенцию божественной функции, которая сводится к трем основным тотемным резонансам: Змеи, Ягуара и Птицы, представляющих выход на три центральных угла.

Таким образом, танец — это определенно письмо, метод работы с телом и сознанием, дающий доступ к значению. Майянский танец — это познание, и здесь выразителем является переход из одномерной формы в трехмерную, где выразителем является размерность, или ритм, то есть то, что выводит танцора на процесс резонирования — наиболее значимую структуру в майянском танце.

Резонирование, впрочем, не является вершиной — дальше идет переживание, или текст. Майя определяли переживание текстом. Если мы обратимся к двадцати стелам Йашчилан (или Яшчилан, Yaxchilan), то увидим, что их авторы указывали на основную идею танца — пережить не просто некие состояния, а состояния, имеющие свою классификацию.

Термин ахкот (Ahk'ot) характеризует танец майя. Этот термин также характеризует тело, повернутое к пространству под определенным углом, и сохранение значения движения. Это не простое значение, так как мы имеем дело с пограничным состоянием не только сознания, но и тела. Здесь я имею в виду условия, связывающие человека, место и задачу, например, церемонию чаан (chaan) — вызывание дождя.

Но при этом мы имеем не «образную группу», а определенную шкалу значений тех или иных напряжений, которые у майя обозначаются как юб-ах (ub ах). Это своеобразная пограничная линия того или иного переживания, вплоть до божественного.

Таким образом, танец состоит из индексов движений, которые должны провести танцующего по лестнице развития переживаний. При этом основой в технологии, методе майянского танца являются ноги, опора или юх-айен-чен (ux ajen ch'e'n), что можно также понимать как «три ноги», где третья нога — это условие работы двух ног, ведущих по лестнице вверх. Ноги в майянском танце — это основа, они контролируют не только движение, но и направление движения.

При этом мы выделяем такое важное значение в танце, как сохранение, которое понимается как «пещера Чен», которая связана с законом кристаллизации, соотнесенным с нефритом. Формально танец состоит из 13 шагов — шесть вверх и шесть вниз, а также одного разворота, где выполняется задача танца и его реализация на уровне чувств. Последние также делятся на 13 уровней в зависимости от частотных характеристик тела.

Наиболее «проектированными» здесь являются ноги. То есть мы наблюдаем здесь зависимость духа от ног как опоры не только положения, но и движения. Важное значение майя придавали ногам как основе напряжения в теле. И понятие напряжения юх-айен-чен связывают в первую очередь с ногами, ибо от них зависит достижение необходимого резонансного числа.

Ноги должны прийти к согласию с задачей, или со Змеей, что понималось как задача реализации того или иного действия. Правда, немало внимания майя уделяли и значению согласия между руками и ногами.

 

Пять лучших материалов на данную тему:

 

 

06 мая 2011

Задать вопрос автору


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



371

Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке

Вид для печати
top