Нана


День недели: понедельник
День почитания: 26 июля
Металл: латунь
Цвет: белый с синими полосами или фиолетовый
Части тела: защита желудка, матки, женских половых органов, живота; защищает беременных женщин.
Еда: хлеб из дробленого и обжаренного зерна, который подается с медом, каша.
Архетип: яркий и артистический темперамент, одновременно осторожность и внимательность, терпимость, зрелость, медлительность, устойчивость, доброта, дружелюбие.
Движения: полны слушания и собранности. В них присутствует вязкость и иногда тяжесть.
Символ: бусы с ракушками, перекрещенные на груди и направленные вверх и вниз.


Между миром живых и мертвых существует портал. Этим проходом, или границей между жизнью и смерти, ведает его правительница Нана (Nanã), сеньора-смерть Дасса-Зуме (Dassa Zumê), порождающая ику (iku — смерть, йоруб.). Нана олицетворяет те силы природы, которые человек боится больше всего, потому что никто не хочет умирать! Она — сеньора, ведающая переходом из этой жизни в другие, хозяйка волшебного портала, прохода между измерениями.

Эта элегантная дама никогда не беспокоится о своей собственной жизни. Она являет себя и своих детей (оришей Обулае (Obaluaê), Оссае (Ossãе), Оксумарэ (Oxumarê) и Эва (Ewa)) в благородной форме и требует уважения к тому, что она представляет. Борьба со своей смертью — это борьба с Наной. Так что если не хочешь, чтобы за тобой пришла смерть, подружись с ней при жизни. Это означает необходимость познать пульс, биение сердца смерти. Нана хитра, вязка и болотиста, она сыра и дождлива.

Нана — ориша жизни, которая представляет смерть, и мы должны относиться к ней с самым глубоким уважением и любовью. Нана — мать капоэйры, она заставляла людей не бояться смерти. Нана научила человека первой игре — игре со смертью. Нана является самой страшной из всех оришей (оrishas), но также и одной из самых уважаемых. Это самый древний и очень мощный по своей силе ориша. Нана — это заклинание самой смерти. Ее песни — это молитвы о легкой смерти, которая наступила бы нескоро, и молитвы о сохранении жизни.

В домах почитания оришей, в храмах, Нану очень почитали и боялись силу, которую он воплощает. Считается, что она является матерью оспы и появляется всегда, когда начинается эпидемия этой болезни, поэтому в древности йоруба учились играть с ней, познавать ее ритм, чтобы противопоставлять себя смерти. Ритм Наны — это вызов, это борьба за свою внутреннюю свободу.

Нана живет в заболоченных местах, в болотах; она, в общем-то, и родилась из воды, пролившейся на землю, из образованной от этого смешения грязи. Где проявлена Нана? Это грязь, смесь земли и воды; это грязевое болото, его главный центр и источник возрождения; это дождь, гроза, ливень. Дождь — это своего рода омывание тела, и он является данью Нане, плескающейся в своей стихии. И мы ни в коем случае не должны ругать дождь, который, бывает, случается во время поездок, встреч, праздников и мероприятий. Дождь является частью жизни, он идет, чтобы оросить и напоить землю. Если его выпадает слишком много, то это потому, что силы природы, а именно Нана, не удовлетворены. Да, друзья… Все хотят видеть хорошее и никто не хочет видеть гнев Наны! Могу заверить вас, что нет ничего более страшного!

Почитаемая как старшая лаба (laba — женское проявление оришей), Нана получила такое значение в ритуалах йоруба: она есть возможность познать смерть, чтобы иметь жизнь. Это похоже на смерть, чтобы жить в миру. Нана — это мать, хорошая, милая, любящая, понимающая и все чувствующая, добрая, но когда она сердится, она не признает никого.

Легенда о встрече Огуна с Наной

Путешественник и завоеватель, ориша Огун в одну из своих поездок пришел на земли Наны. Он знал, что в этих местах правит необычная мощная пожилая дама. Мы могли бы предположить, что он пришел отобрать земли Наны, так как не было ни армии, ни сил, способных остановить его. Но Огун был там просто мимоходом. Он шел куда-то еще, но его путь проходил через земли Наны. Огун не хотел менять своего маршрута, так как храброго Огуна ничто не пугало.

Выйдя из леса, Огун подошел к грязному болоту — границе земель Наны. Ему нужно было пройти через него. Путь Огуна всегда прям, как бы он ни был опасен и кто бы ни правил территориями у него на пути. Назначением и целью Огуна всегда было то, что действительно важно для него. Он остановился на краю болота и только собрался пересечь его, как услышал хриплый голос и низкий голос Наны.

— Эта земля имеет хозяина. Спроси разрешения на то, чтобы ступить на нее! — молвила она.

— Огун не просит, он берет! Огун не спрашивает, он требует! И будет еще старуха мешать мне достичь моих целей! — громко произнес Огун.

— Спроси разрешения, молодой воин, или пожалеешь об этом, — сказал Нана низким голосом и затихла.

— Огун никогда не извиняется и не оправдывается, он приходит и побеждает! Назад, старая, или встретишься с краем моего меча или кончиком моего копья!

Сказав это, Огун двинулся в болото, держа наготове копье с металлическим наконечником, чтобы быть готовым выступить против Наны. Она же, с пустыми руками, закрыла глаза и решила поглотить в своих болотах неосторожного и огненного воина.

Так и случилось…

Долгое время Огун, поглощенный грязью болота, пытался мужественно сражаться с ней, чтобы спастись и вернуться назад. Он боролся за свою жизнь, пытаясь выбраться из вод и грязи, которые чуть было не поглотили его. Испуганный, почти задохнувшийся, Огун был вынужден уйти, но крикнул:

— Старая ведьма! Ты чуть не убила меня, чтобы резать твое тело!

Бесстрастная и спокойная, Нана спокойно продолжала наблюдать:

— Ты могучий, молодой и стремительный, но ты должен научиться уважать то, что тебя окружает. Тебе не пройти через мою землю, я обещаю!

И Огуну пришлось искать другой путь. Это также привело к тому, что в болотах никогда не используют металл. И по сей день ничего нельзя сделать металлическими лезвиями против Наны…


Комментарии

18/04/2011 Данил Федотов

Только сегодня посмотрел ролик Нана.

Значит сущностная составляющая зарождения капоэйры подразумевает собой взаимодействие с силами, выражающими так сказать основы жизни? Ее разных сторон? Интересно то, что сами мастера о таком роде взаимодействий не говорят. Больше делая акцент и упор на совершенствование технических навыков. Взять к примеру Смерть, окончание жизни, ее приход, если можно так сказать. Условия, при которых человек умер, место, время, род действий, окружение - все это может характеризовать самого ушедшего из жизни? Или же важным все же является его состояние, так как условия всегда различны и переменчивы?

И если это игра со смертью, у которой есть правила, как и у любой игры, то возможен период подготовки к этой игре? И сама собственно игра смерти может быть сыграна в контексте прописанных правил? Но ведь правила пишутся живыми, а значить и любой ритуал имеет под собой форму неких действий, которые подразумевают, осмысление процесса. Или же первично его чувствование на уровне ощущений?

Что я имею ввиду? Столкнувшись с ритмом Нана, жаль что не сразу, но пришло на ум, на чувствование и ощущение, так это наличие в нем прерываний и пауз не характерных в принятых сейчас ритмах, исполняемых в капоэйре. Соответственно это иная частота вибрации, под которую легче задавать маятниковые движения качания, а вот перемещения - тут только напрашивается производить только атаку, причем атакующие движения по самой короткой дистанции. Прямые толкающие, боковые хлесткие, но не амплитудные вращательные. Это по ритмике исполнения и следования. Если это так, то соответственно выражение движения в унисон ритму есть у каждого ориши. А есть ли характерный ритм(рисунок) для каждого? То что есть последовательности танцев для каждого ориши, в которых есть движения выражающие основы это видно по материалам ваших семинаров. А музыкальная (ритмическая) состовляющая, такая какая была вами прорисована в ритме Ориши Нана, четкая что называется на раз два три, есть? Просто если это так, то все базовые движения капоэйры можно классифицировать, что называется по качествам, или формам качеств, соответствующих ритму.

И будет ли продолжение такой серии Алхимия Капоэйры?


Бен Челеро:

Данила, особенность капоэйры, в том, что она существует в двух формах: в форме традиции, где важна философия и на уровне физического развития, где играют значения мышцы. Раньше капоэйрой переживали: учились проживать состояния, освобождаться от них. В капоэйре первична музыка, ритм, пространство. Сегодня больше прыгают, скачут, качают мышцы и совершенно не развивают сосредоточение и наблюдение.

Моя задача возродить истинную капоэйру. Я ее привез в Россию в 90-х, не для того, чтобы над ней издевались. Но возрождение искусства - большая работа, которую должны делать все, кому капоэйра действительно не безразлична.

Неизбежно, каждый из нас ограничен своим миром познания. Но это не значит что мы не должны быть открыты ко всему. Для меня в этом пример местре Бандейра. Познание – это первичная игра. Но оно началось со смерти. Первое, что больше всего должно интересовать человека – это смерть, так как мы не знаем, или, вернее, мало кто знает, что за ней стоит. Игра со смертью – это игра за жизнь. В этом я вижу основной принцип капоэйры, который и олицетворяет Нана. Игра за жизнь – это игра за Axe. Подготовка к смерти и есть игра с жизнью.

В задаче возрождения капоэйры я стремлюсь разложить это искусство на истинные ритмы, чем и занимаюсь уже более 15 лет. Это очень тонкая и кропотливая работа, где требуется нарабатывать опыт. Поэтому и материал будет собираться и публиковаться по частям.

 

19/08/2011 Анна Князева

В разных культурах, сущности, которые обожествлялись, обладали очень разными, не всегда положительными, с позиции современного человека, часто противоречещами друг другу, качествами, как надо с этим работать?

Это не так. Не было изначально деления на плохое и хорошее. И то и другое воспринималось как данность.

 

22/08/2011 Анна Князева

Как определялись качества, которые должен был развить человек, и как это должно определяться сейчас? В различных традициях встречается необходимость удерживать внимание на своей смерти, но не беспокоиться о ней, не бояться ее, относиться, как к другу, учиться взаимодействовать, это воспиятие одной силы в разных местах? Что дает такое отношение к ней? Как связан с этим ритм?

О смерти помни, но о жизни не забывай. Надо простроить внутреннее равновесие. И жизнь и смерть очень зависят от внутреннего равновесия.

 

Как определялись качества, которые должен был развить человек, и как это должно определяться сейчас?

Человек должен жить согласно понимаемым или хотя бы принимаемыми ориентирам, опирающимся на знания, которые определили его появление на земле.

 


Есть ли кристалл, представляющий энергию Нана, у ориши Ойя - красная яшма, а у Нана есть?

Нана представляет все минералы в том или ином виде. Но, хорошо использовать коралл, или голубой агат, голубой лабрадорит.

06 апреля 2011

Задать вопрос автору


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



462

Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке

Вид для печати
top