Пять способов обучения

Можно выделить пять основных способов обучения: групповые занятия, индивидуальные занятия, мастер-классы, семинары, сборы.

В каком бы формате мы ни обучали человека, мы должны сохранять в нем индивидуальность. Это значит обращать человека в первую очередь на самого себя. Для этого надо следить за тем, как фокусируется занимающийся на занятиях, как он сосредотачивается.

Сегодня обучение зачастую сводится к личности, когда люди выбирают по эстетическому и пространственному признаку, где, как и почему им хочется заниматься. Никто не понимает сам предмет, как и почему он должен преподаваться. Мало кто имеет наработанный опыт. А те, кто имеет, зачастую становятся жертвой консерватизма. Все это создает рудиментарный способ обучения, когда зачатки его порой не видят даже те, кто преподает.

Занимающиеся должны получать силу, разумность и концентрацию. Этому должно способствовать пространство. До тех пор, пока человек разделяет занятия и свою жизнь, он должен понимать, что занятия для него есть разумная заправочная станция, где он сохраняет силу. Завершение любого занятия должно собирать человека, чтобы он уходил с силой, с настроем, а не просто выплывал или вываливался, хотя и с ощущением, что он что-то сделал.

Задача занятия — как минимум повышать потенциал человека и не только обучать его чему-то и как-то, а передавать знания о характеристиках правильного поведения, питания и пр. До сих пор многие люди не понимают, какие жидкости, как и почему нужно пить, а это разрушает весь процесс развития. Мы можем серьезно позаниматься с начинающим человеком, а после этого он пойдет и непонятно что выпьет, нарушив, таким образом, все молекулярные соединения, которые мы настроили или восстановили. Особенно это касается тех, кто работает с молодежью, на которую очень большое влияние оказывает реклама.

Для сегодняшних детей 9–11 лет пить Кока-Колу и Айс-Ти — это условный рефлекс. По сути, это лишает нас с вами возможности что-либо сделать с ними, т. к. они подобными химическими соединениями разрушают свою волю и сознание, и получается, что мы уже работаем с «мясом». А если мы работаем с «мясом», то ни к чему не придем; невозможно это «мясо» все время «подвозить».

Реклама вырабатывает в наши дни условный рефлекс, который не требует осознания. Например, если человеку прорекламировать тайцзи, для него это будет условный рефлекс медленного движения куда-то. Если еще вчера капоэйра была чем-то, на что можно обратить внимание, то сегодня у людей, не знакомых с капоэйрой, даже нет внимания, чтобы в этом разобраться, а у тех, кто знаком с данной техникой, также уже выработался условный рефлекс.


Семинары. Ось.

Семинары есть реальный источник знаний, где разъясняется задача, объем и методы обучения. Это своеобразная ось в методе обучения. Именно здесь, а не на занятиях, должны даваться и разбираться знания.

Это важный инструмент обучения, куда человек должен приходить за знаниями и понимать разницу между пятью видами обучения. Это то, с чего надо начинать. Семинары должны носить программный и направленный характер. Здесь не должно быть всего «до кучи», все действия должны иметь заданный ориентир.


Индивидуальные занятия. Пропорциональность.

Индивидуальные занятия — способ обучения, при котором занимающийся сам отрабатывает предмет или получает индивидуальные уроки. Основной принцип индивидуального занятия — выстраивание внутренней геометрии и познание через нее всех остальных четырех уровней обучения.

Именно в индивидуальных занятиях ответственность должна полностью ложиться на занимающегося. Он должен переводить информацию в знания и совершенствовать их в имеющихся и им поддерживаемых условиях, где дисциплина действия первична.


Групповые занятия. Развитие ритма.

Групповые занятия — самый массовый формат обучения. Участвующие в них должны понимать, что процесс развития — это время, которое они используют для себя. Для этого им необходимо правильно выстроить пространство. Время «партизанщины» прошло. Людям нужна эстетика пространства, что бы они ни говорили. И там, где проходят групповые занятия, те, кто организует групповые занятия, должны создавать максимальные усилия для работы с самим пространством.

Групповое занятие — это, в первую очередь, ритм, который нарабатывает новый опыт, где мы обучаем их по-иному дышать, жить, перемещаться, существовать. Ритм очень важен. Не стоит сразу допускать новичков на групповые занятия повышенного уровня, нужно проводить с ними собеседования, а еще лучше, чтобы они прошли через семинар или мастер-класс. В противном случае они могут ломать ритм группе, и тогда нарушится сама идея группового занятия.


Мастер-классы. Сосредоточение.

Мастер-класс является мероприятием, направленным на разбирательство тех или иных основ практики. На нем либо разбирается что-то непонятное, либо ведущий определяет наиболее уязвимые точки и разбирает их в задачах работы над ошибками. Основная задача — сфокусировать, сосредоточить людей на их ошибках, поддержать ориентир или ось, которая задается на семинарах и прорабатывается на занятиях.


Сборы. Наполнение.

На сборах собираются люди самого различного уровня. Этот вид обучения направлен на познание объема: участники погружаются в большой спектр действий и обучающих занятий, на которых объяснения сведены к минимуму и ритм занятий поддерживать тяжелее. По сути, сборы для различных групп являются возможностью наполниться — в физическом, энергетическом либо ментальном плане. Сборы также являются условием приобретения нового опыта, возможностью посмотреть на свою жизнь со стороны.

Человек должен понимать разные форматы обучения: если он занимается индивидуально — это одно, если он приходит на семинар, где получает знания – это совсем другое. Если он занимается в группе, где должен поддерживать ритм — это третье.

Если мы не будем поддерживать пять описанных методов обучения, то мы не сохраним людей в процессе обучения. Однако это вовсе не означает, что каждый человек должен обязательно ездить на сборы и ходить на все семинары, ходить в группу и заниматься еще индивидуально. Он, прежде всего, должен понимать разницу между форматами обучения.

Мы должны учиться разговаривать с людьми на понятном им языке и давать людям возможность использовать этот язык. Если, уезжая куда-то, человек не думает о занятиях, то, значит, он потеряется. Он попадет в другое поле, другое пространство, потому что он хаотичен и не целен сам в себе. Эту разницу нужно понимать, потому что это элемент метода. Метод обучения должен быть четким, он должен состоять из позиций времени, пространства и ритма, даже если люди этого не понимают.

Существует понятие безвременья. Человек, который приходит заниматься, находится между временем, пространством и ритмом, то есть он пребывает в хаосе. На кону стоит не просто развитие человека, а формирование определенной силы. Бывает так: придешь в какую-нибудь группу, а там нет силы, нет собранности и содержательности.

Необходимо искать комбинацию и гармонию. Не столь важно, какое усилие мы создаем в занятиях, как то, понимается, сохраняется и удерживается ли это усилие занимающимися. А если не удерживается, то им нужно указывать на то, что их сознание не в состоянии следовать процессу.

Чем более интеллектуальными будут занимающиеся, тем больше вероятности, что они продолжат развиваться, пусть даже не у вас. Если человек уйдет, но продолжит чем-то заниматься, то мы выполнили тот минимум, который от нас требовался. Это в любом случае достижение. Кто-то должен делать это! Собственно, и к нам тоже может прийти человек, начавший заниматься где-то, где ему также привили отношение к потребности в развитии. Вначале мы ни в коем случае не должны допускать раздражения или отторжения у людей, поэтому так важно понимать, можно ли допускать на занятия того или иного человека.

Также необходимо учитывать еще один параметр — условия города. Человек должен настолько оценить пространство, формируемое в процессе занятий, чтобы вырваться из того пространства, где он находится. И нельзя вести занятия с позиции «скажите спасибо, что я есть, чтобы вас учить»… Хотя это не значит, что вы должны бегать за всеми и охаживать их. Просто ведущий должен быть постоянно мобилизован. Необходимо уважать не только пространство, но и то малое усилие, которое люди донесли, принеся себя на занятие.

Вопросы и ответы

Чем сборы отличаются от групповых занятий, помимо того, что групповые занятия имеют определенную регулярность? Ведь сборы это тоже группа занимающихся людей и наверняка здесь тоже стоИт необходимость поддерживать ритм?

В том то и дело, что регулярные занятия должны поддерживать ритм и дисциплину у занимающихся. Сборы — это сконцентрированное мероприятие, в задачах которых предоставить максимальный объем информации и погрузить человека в объем процесс.


Заметил, что часто, люди в группе, если правильно поставить задачу, достаточно быстро выходят на нужную работу, в то время, как сам тратил годы на это понимание. В чём секрет такого ускорения?

Нельзя так рассуждать. Есть разные условия и нужно каждую ситуацию анализировать. Но основное – это время одним позволяющее добиться более быстрого сосредоточения, другим – как раз наоборот. И метод, который совершенствуется так же.

16 февраля 2011

Задать вопрос автору


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



900
| Институт развития человека

Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке

Вид для печати
top