Пространственная геометрия: культурно-образовательный центр «Этномир»

Как бы человек ни жил, чего бы он ни хотел, он всегда будет полагаться на свой вкус и ощущения. Возможность совершенствовать себя во вкусе, раскрывать и обогащать свои ощущения появляется, когда возникает возможность посмотреть на себя и на свою культуру со стороны. Эту возможность предоставляет нам культурно-образовательный центр «Этномир». Центр расположен в экологически чистом и живописном месте в 10 км от Боровска (Калужская область) и в 90 км от Москвы. Проект задуман с целью объединить на одной земле, в едином культурном пространстве достижения мировых культур в области архитектуры, музыки, прикладного творчества, но прежде всего — развития человека во всех сферах жизни. Это пространство, основополагающим принципом которого является общее равенство культур.

Человеческое тело обладает природой пяти вкусов, и человек может считать себя гармоничным, если он в состоянии понимать и преобразовывать свои вкусовые впечатления. Для этого необходимы опыт, исследование, анализ. Изучение разных культур в первую очередь наполняет человека, позволяет воспринимать и вкушать цвета, звуки, пространство, жидкости, еду, движения. И прежде чем ожидать гармоничности от мира, нам следует достичь ее в себе.

Но гармоничность не придет сама по себе, нужна традиция, которая обучала быть человека жить в гармонии. Важно узнать о различных культурах, получить возможность познать себя через их призму, а когда это происходит на особой территории, где представлена различная этническая архитектура, в условиях живописного природного ландшафта, то это дает особые возможности тем, кто находится в поиске, сомнениях или обременен тяжелым грузом мегаполиса.

Объединение человека с природой сегодня сродни поиску затерянной цивилизации. Это сложная задача, если человек разучился чувствовать, определять ароматы и цвета, чувствовать воду и понимать значимость мышления. Без всего этого человек просто физиологически не может быть счастлив, ведь счастье — это творение. В ожидании либо в спешке это сложно понять. Счастье обретается в познании и развитии. Оно не может быть оторвано от познания чувства, от культуры, земли, где можно насладиться осознанием своей природы — природы человека.

Что бы ни делал человек, его деятельность зависит от его чувств или эмоций, а это и есть основа познания вкуса. Человек по своей природе арт-объект, искусство природы, которое ему предстоит воплотить в жизнь. Поэтому попытка понять свою собственную природу или культуру через призму диалога, общения и изучения является очень важным действием, с помощью которого можно познать и испить свою собственную природу в ее полном объеме — как национальную, так и индивидуальную. Отмечая пространство «Этномира», мы в первую очередь отмечаем возможность людей попасть в познавательный, а не потребительский мир, иначе нам будет сложно говорить о вкусе и его качестве.

Идея познания универсальна для всех культур

Любая национальная культура, обычаи и уклад жизни сформированы силой и особенностью земли, на которой живет народ. Но не только пространство отдает свою силу людям — история, фольклор и мифология, национальная кухня и ремесла также определяют знание и наполнение связанного с культурой пространства.

Свое понимание пропорций места народы воплощают в своей архитектуре. У самых разных народов существуют единые принципы, которые выражаются той или иной культурой по-своему. Поэтому идея проекта «Этномир» создать единое пространство сродни созданию живительного источника, который в состоянии питать и объединять людей самых различных национальностей и вероисповеданий.

«Этномир» демонстрирует уникальность нашей планеты как цельного пространства в разнообразии национальных культур, их ремесел, музеев, видов кухни и традиций, что ведет к пониманию сути существования человека, пониманию земли, на которой мы живем, пониманию собственной природы.
Разных людей можно по-разному характеризовать, описывать, но при этом все мы имеем единую природу. Все мы как бы одна водная стихия, в которой реализуются различные психотипы. Ни один человек не может сказать, что он по своему строению отличается от другого. Отличие состоит лишь в природе и характере проживания наших жизней.

В идее «Этномира» заключено нечто большее, чем просто попытка представить этнический фольклор, архитектуру и атрибуты прикладной культуры. Проект призван объединить мир внешний и мир «внутренний», стать мостиком между культурой национальной и внутренней.

«Дом-Вселенная»: проекты и традиции «Этномира»

«Этномир» ставит перед собой задачу создания пространства творения, или этнопространства, как его называет основатель проекта и его вдохновитель Руслан Байрамов. По сути, этот уникальный проект воплощает идею скифов, которые собирали знания по всему миру, однако локально, к сожалению, так и не смогли их воплотить.

Концепция скифов заключалась в попытке улучшить природные силы за счет соединения различных природных свойств в образе богов, для этого — собрать лучшее из всех культур и испить эти знания посредством сосуда ритона, который делался из бычьего рога.

В критериях пропорций «Этномир» опирается на мировое наследие подобных проектов-этнодеревень. Это проекты «Лапландия» (Швеция), «Бандиагара — земля догонов» (Мали) «Улуру» (Австралия), «Хортобадь», (Венгрия), «Тонгариро» (Новая Зеландия), «Куттамаку» (Того), «Древняя Согдиана» (Таджикистан). Это далеко не полный перечень подобных проектов в мире, и все они несут множество различных значений. Однако сложно найти деревню, которая вмещала бы в себя столько культур, как калужский «Этномир».

По задумке Руслана Байрамова, идея представления различных культур реализуется через систему этнодворов: «Для того чтобы показать многообразие нашего мира, мы решили каждую страну, каждый народ показать через аутентично воссозданный этнодвор, на котором гармонично размещены этнические постройки, предназначенные быть домом-гостиницей, ремесленные мастерские, музеи, рестораны традиционной кухни, сувенирные магазины и другие сооружения, передающие колорит традиционной жизни». В каждом этнодворе живет хранитель народных традиций.

Из представленных в пространстве Центра дворов особо отметим этнодвор русской печи. Искусство контроля огня — одно из самих таинственных, священных искусств. «Этномир», бесспорно, поражает своих гостей музейным комплексом «Русская Печь», который является самой большой печью в мире.

Печь — это сосуд, который является символом славянской традиции. Вместе с вышитыми рушниками, караваем, или сакральным хлебом-пирогом, печь являет собой солярный символ изменения и роста.

Печь особым образом выделяется в пространстве «Этномира», ведь это основной символ регулирования пространства, где жил человек. Та печь сакральна, что может регулировать тепловой баланс пространства, его пропорцию. Не случайно символ печи переносит дух человека в другой мир. «Когда человек спит в определенном тепловом балансе, он может путешествовать», — так повествуют славянские легенды и мифы.

При кажущемся понятии простоты печи, на самом деле она остается хранителем особых знаний. Она прививает вежливое и уважительное отношение к пространству, которое мы населяем. Одно то, что печь формировала определенный ритм существования человека, порождая различные промыслы, уже говорит о многом.

Пространственная геометрия

«Этномир» — это место, для которого пространственная геометрия стала базисным принципом существования. Каждое пространство, имеющее свою геометрию, хранит в себе силу, информацию, возможности качественной реализации. Это своеобразный информационный фонд человечества. Такие пространства необходимо создавать для того, чтобы человек мог бы восстанавливать свои силы и обретать дополнительный творческий заряд. Особенно это актуально, если рядом существует огромный мегаполис. A в данном случае, таким мегаполисом является Москва.

Особо выделим в этой связи представление в «Этномире» культуры кочевых народов. Это очень непростая задача, потому что кочевой быт предполагает особое понимание пространства. Кочевники пытались познать то, что для многих народов так и осталось загадкой. Всегда находившиеся в поиске некой загадочной страны, они принесли нам представления об амазонках, чудовищах, циклопах, героях, о людях из различных таинственных стран... Многие знания, которые стали для нас сегодня естественными, когда-то были образами кочевых народов. Чего стоит одноглазая конная рать скифов-аримаспов, восславленная отцом истории Геродотом!

Именно благодаря кочевникам ислам в такой короткий отрезок времени стал одной из самых влиятельных религий мира. Особый мир кочевников при всем непостоянстве места их обитания реализовывался именно благодаря пространству, образуемому их строениями во время стоянок. Это пространство представляло собой внутреннюю геометрию.

Кочевники воспринимаются многими как варвары, что вызвано преимущественно непониманием и незнанием их культурного наследия, страхом перед их силой. Это были люди особой силы, которым было нечего терять, но при этом они понимали, что важно приобретать. Именно эту особую культуру существования выделил в свое время Заратустра.

И не важно, будем ли мы опираться на яджудхей или гуннов, угров, сарматов, хазаров, кыпчаков (половцев), киргизов, калмыков, туркменов, курдов, тюрков, дауров, монголов, бурятов — мы в любом случае будем говорить о тех, кто всегда ставил геометрию места выше своего собственного состояния и благополучия.

Источник силы XXI века

Если на земле и существует реальная культура, то это культура воздуха, воды и земли. Если найти качественное соединение этих стихий, то в таком месте проявится и разовьется любая культура. Там, где есть гармония, нет места субъективному, конфликтующему с окружающим миром экзистенциальному частному — части целого гармонично дополняют друг друга.

Впрочем, все попытки нахождения правильного и нужного тотема уже ушли в прошлое. Нынешняя задача — создавать энергетический центр, источник-эгрегор, который в современном обществе придет на смену тотему. «Этномир» как раз и являет собой идею такого эгрегора нового поколения.

Создание своеобразного эгрегора воплощают идеи любой сильной культуры, нации и связывают нас с идеями святого Пафнутия Боровского, внука баскака из семьи монгольских ханов, известного в XV веке православного старца. Сегодня, подобно явлению Пафнутия, мы наблюдаем возрождение многих его идей в проекте «Этномир», где в первую очередь идея, а не место становится прообразом силы, объединяющей людей, а не разъединяющей их.

Впрочем, только место, наполненное внутренней сутью, могло принять такую идею и дать ей возможность взрасти. Место, где каждый может испить силу той или иной культуры, которую оберегает божественная природа. Калужское направление славится особыми зонами и источниками, из которых, конечно же, стоит особо выделить источник святого Пафнутия Боровского, реки Протву, Исьму, Лужу, Нару.

Нахождение в пространстве «Этномира» наполняет человека неведомой дотоле силой. Что бы вы ни делали здесь, Вы не будете чувствовать усталость. И самое главное — в «Этномире» есть своя душа, раскрытая для каждого человека. Реализуясь во множестве красочных проявлений, она наполняет всех, кто готов к этому.

 

 

29 сентября 2009

Задать вопрос автору


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



347

Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке

Вид для печати
top