Практические методы


Сохранив целостным тело, укрепив и развив сущность, сольешься с природой.

Лао-Цзы


 

Искусство пестования жизни — это древнее даосское искусство самосовершенствования человека. Оно было разработано китайскими философами Конфуцием, Мэнь Цзы, Сунь Цзы и усовершенствовано китайскими государственными структурами при помощи даосских мыслителей и алхимиков. Ключевым аспектом этого искусства являются Практические методы — условия, при соблюдении которых реализуется та или иная поставленная задача как в обучении, так и в повседневной деятельности

Даосская традиция является комплексной наукой, рассматривающей развитие человека с позиции законов Вселенной. Одной из стадий познания этой науки является достижение человеком состояния естественности, гармонии со своей внутренней и с окружающей его внешней природой, обретение целостности. Практические методы являются основой постижения как прикладных искусств (математика, физика, химия (в древности алхимия), астрология, медицина и т. д.), так и гуманитарных искусств (философия и общественные науки). Практические методы формируют особый взгляд на жизнь как путь самосовершенствования и обретения целостности в любых проявлениях жизненной активности.

Практические методы – это методы, которые направлены на изучение технических приемов для работы с сознанием, телом и энергией одновременно, поскольку только в комплексе они укрепляют и развивают жизненность (тот энергетический потенциал, который необходим человеку для совершения некоего действия). Для освоения Практических методов необходимо владеть искусством обучения, а также пребывать в ритме существования в соответствии с личностной природой (с тем данным от природы потенциалом сил, который определяет ритм естественного для человека существования). Если человек нарушает ритм своего естественного существования, то он укорачивает свою жизнь. Естественный ритм существования можно назвать «жизнью в себе», поскольку человек, пребывая в нем, руководит своими жизненными процессами, а не находится в чуждом его природе состоянии.

Чтобы стать хозяином своей жизни, нужно научиться соотносить ритм жизненной активности не только с повседневными усилиями, но с природными сезонами. Необходимость такого соответствия связана с тем, что в разные сезоны года энергетическая активность тоже разная. Не учитывая этого, мы расходуем больше собственной энергии, чем нужно для энергетического строительства.

Безусловно, для соотнесения своей жизни с природными ритмами требуется большой практический опыт. Научившись контролировать и развивать себя, мы естественным образом подходим и к пониманию более глубоких связей между телом, сознанием и ритмом как таковым.

Многие люди живут в состоянии постоянной спешки и заняты решением бытовых проблем, при этом они не задумываются, что без согласия с собственной природой жизнь становится пустой. Такой ритм сокращает жизнь и не позволяет реализовать свой природный потенциал. И дело не только в соответствии ритмам или сезонам, но и в потере осознанности.

Естественность человека, или баланс его внутренних энергий, – это основа сбалансированного состояния психики, чувств и эмоций, это возможность регулировать свои действия: гармоничное соответствие внутреннего состояния и внешних проявлений. Достижение естественности зависит от последовательности действий, соблюдая которую, человек может реализовать и приумножить качества своих энергий.

Обретение внутренней гармонии, баланса, естественности – это не прихоть и не вопрос ментальной установки, а основная потребность всего нашего существа, позволяющая максимально проявляться человеческой природе. Но без развитой концентрации, выстроенной циркуляции энергии и умения правильно поддерживать физиологические кондиции своего организма мы, даже понимая особенности каждого из сезонных ритмов, не сможем позволить своему организму жить в них.

Для достижения естественности необходимо сформировать понятие о методах, которые бы улучшали наши регулярные или специальные действия (практику). В ходе таких практик, которые были разработаны мастерами, достигшими реальных результатов в развитии собственной энергии, в совершенствовании физического тела и сознания, человек может стать на путь совершенствования. Практика состоит из физических или ментальных упражнений, направленных на развитие разных качеств, и учит осознанно проживать свою жизнь, делая ее наполненной и глубокой.
Чтобы быть человеком действия (зависящим от своего собственного усилия и постоянно контролирующим его), следует находиться в понятной для себя последовательности действий и осознавать свой личностный ритм, свои природные возможности. Такой человек в состоянии улучшить не только действия, но и свою личностную природу.

От правильного понимания собственных действий зависит не только психологическое состояние, но и способность к улучшению качества жизни. В этой работе мы рассмотрим, какие навыки необходимо выработать и какую последовательность действий выстроить для практического освоения Искусства пестования жизни.


Важность умения обучаться

Что бы мы ни делали, какими бы знаниями ни владели, умение обучаться является важнейшим слагаемым личностного роста. Это первый и очень важный фактор, определяющий способность человека к настоящему развитию. Сегодня в мире информационных технологий люди путают понятия «информация» и «знание». Из-за этого человек «набирает» информацию, мешающую ему осознать себя, то есть реализовать главную задачу любого вида настоящего знания. Для получения знаний и эффективного их применения необходим особый механизм усвоения этих знаний.

На пути постижения Искусства пестования жизни умение обучаться является незаменимым. От него зависит внутреннее усилие – состояние тонуса, без которого не удастся выработать и удерживать концентрацию. Умение обучаться развивается за счет правильного распределения физической и ментальной нагрузки и за счет работы с энергией. Сила внутренней энергии формируется посредством ее накопления и удержания в теле. Эта сила развивается либо естественным образом, если человек от природы имеет достаточное количество энергии, либо путем наращивания при помощи специальных практик.

Умение обучаться – это не просто понимание, что и зачем нужно делать, но и способность привносить усилие в процесс познания. Даже если мы заняты повседневными делами, нужно стараться осмыслять в них себя, если, конечно, мы хотим извлечь из них пользу, а не просто следовать потоку событий.
Согласно Искусству пестования жизни всякое занятие, будь то работа, личная жизнь, учеба, следует воспринимать как практику, которая либо усиливает природу человека, либо ослабляет ее. И чтобы совершенствоваться, необходимо находиться в постоянном поиске возможностей для обучения даже в действиях, совершаемых ежедневно.

Процесс обучения не может иметь конца, как не имеет конца процесс качественного роста, взращивания внутренней силы. Остановка в обучении, прекращение вырабатывания внутреннего усилия неминуемо ведет к внутреннему разложению, инертности, утрате контроля над собой, зависимости от внешних процессов.

Если человек умеет обучаться, то он наполнен действиями, усилиями и чувствами, связанными с процессом обучения. В противном случае процесс наполнения замещается процессом реагирования, что заставляет искать способы избавления от чрезмерных ментальных либо физических нагрузок – неминуемых следствий хаотических действий. Это ведет к еще большей потере себя, потому что выход из подобной ситуации не может быть проанализирован и обычно сводится к постоянному переключению внимания. Как правило, в результате возникают еще и некие непонятные ощущения, которые начинают нравиться человеку, и он легко может попасть в зависимость от них. Но по-настоящему важны не какие-то ощущения и состояния, вырабатываемые случайными или желаемыми методами, а ментальный, физический и энергетический рост. На это согласно Искусству пестования жизни и следует направлять любые свои усилия.

Неверным будет мнение, будто нагрузки уменьшаются, если человек вовсе не предпринимает никаких усилий – ни ментальных, ни физических. Напротив, это неминуемо рождает колоссальную внутреннюю нагрузку, ведь энергия начинает циркулировать несбалансированно. Один из законов развития согласно Практическим методам говорит о том, что человек, не сохраняющий осознанность в любой деятельности, еще больше развивает свою общую несознательность.


Искусство комбинирования действий

Следующий фактор, определяющий способность человека к качественному росту – искусство комбинирования, «увязывания» действий, выстраивание их грамотной последовательности. Овладение этим искусством предохраняет человека от формализации процесса обучения, механического повторения одних и тех же действий, что может стать причиной потери контроля и концентрации. Важно понимать себя в действии, а не просто проживать время ради обретения некого «внешнего накопления». Ведь человек никогда не сможет быть доволен таким внешним накоплением вне зависимости от его размеров, если оно не соответствует его ментальной, энергетической и физической реализации, что, в свою очередь, является условием для развития жизненности в соответствии с даосской традицией.


Уровни развития на пути овладения искусством пестования жизни

Чтобы достичь состояния естественности, необходимо проделать большую и серьезную работу. Законы Природы едины для всех и действуют как на уровне Вселенной (макрокосм), так и на личном уровне человека (микрокосм). Осознавая эти связи, практикующий получает возможность пестовать жизненность. Практическое развитие этих основ зависит от прохождения следующих уровней, определяемых универсальными законами.


Вырабатывание правильной концентрации

Освоение начального уровня на пути постижения Искусства пестования жизненности зависит от умения концентрироваться, от личностной природы человека, от имеющегося опыта работы над собой и от груза некачественных действий, совершенных ранее.

Для этого базового уровня важно интеллектуальное отношение к жизни. Чем меньше человек вовлекает себя в интеллектуальную деятельность, тем грубее его интересы и тем проще их найти. Но и интеллектуально развивающийся человек зачастую не способен на глубокие чувственные переживания, если не может задействовать свое тело и энергию в едином замкнутом механизме деяния.

Качество действий зависит от того, насколько они внутренне наполнены чувственным переживанием, которое сопровождает человека в разной степени в любом деле. Если «наполняемости» нет, человек ищет дополнительные эмоциональные источники, маскирующие внутреннюю пустоту, такие как, например, потребление новостей, поиск собеседника, попытки придумать, чем он займется в ближайшее время и т. д. Человек не может не искать источник наполнения, если он не умеет вырабатывать его внутри. Что бы человек ни делал (вплоть до просмотра телевизора), если он не умеет концентрироваться, то он становится продуктом потребления.

Концентрация требует постоянной внутренней собранности, состояния, в котором человек не теряет контроль над самим собой и над ситуацией. Умение концентрироваться зависит от того, как человек в течение жизни развивал свое сознание. Даже у людей с высоким уровнем интеллекта качество концентрации редко позволяет решить задачу внутреннего сохранения энергии (способности к удержанию энергии в определенных зонах ее естественного скопления, таких, например, как область живота).

На начальных этапах успешное развитие концентрации зависит от количества имеющейся изначальной энергии, сформировавшейся при рождении. От этой энергии зависит питание мозга и, как следствие, потенциал для развития направленного внимания. Если изначальной энергии недостаточно от природы или она была чрезмерно израсходована в течение жизни, то необходимы дополнительные действия для ее восстановления.

Работа с концентрацией в отношении совершаемых действий означает, что не стоит на начальном этапе пытаться выполнять множество действий сразу, поскольку это грозит потерей контроля и ответственности. Важно понимать это и соизмерять действия со своими возможностями. Если же изначальной энергии, питающей мозг, достаточно, то человек способен развить некоторую силу сознания. Но при отсутствии навыков внутреннего сохранения энергии рано или поздно все же наступит ослабление психических возможностей организма.

Способы развития концентрации связаны с элементарными принципами существования: они опираются на дисциплину, регулярность и способность находиться в определенном волевом усилии. Добавляя к этому занятия специальными практиками для развития разных видов усилий и налаживания сбалансированной циркуляции энергии, человек получит возможность реально работать с концентрацией.

Специальные практики и техники направлены на улучшение отдельных качеств или всей природы человека в целом в соответствии с той или иной традицией, предлагающей свои подходы. Все традиции (каждая, безусловно, по-своему) стремятся привести тело, энергию и сознание к элементарным условиям работы, которые связаны с умением очищать свое тело и свои действия от ненужных нагрузок (еда, неправильное распределение времени, получение некачественной или ненужной нформации и т. д.).


Обретение знаний, необходимых для выстраивания правильной циркуляции энергии и ее дальнейшего развития

Следующий уровень подразумевает всестороннее изучение принципов и законов, согласно которым нужно выстраивать работу тела, энергии и сознания. Без сбалансированной циркуляции энергии внутри тела реальное развитие невозможно, так как человек оказывается не в состоянии контролировать свои энергетические и далее психические и физические процессы. Если не наладить правильную циркуляцию энергии, человек будет не развивать энергию, усиливая имеющийся от рождения потенциал, а потреблять ее.

Для того чтобы развивать энергию необходимо овладеть хотя бы базовыми знаниями об энергии человека. Пять тысяч лет назад эти знания были доступны людям, они были естественны для людей. В процессе развития цивилизации человек утратил эти знания, а с ними и реальную связь с самим собой. На сегодняшний день наиболее полно эти знания представлены именно в даосской культуре, поэтому автор отсылает читателей в первую очередь к изучению китайской медицины, основанной как раз на принципах энергетического развития человека.

Задача данного уровня – свести к минимуму процессы, нарушающие энергетическую работу меридианов тела (увязывающих все системы жизнеобеспечения тела и внутренние органы) и уменьшить количество внутренних энергетических блоков. Эти блоки – причина энергетического застоя и нарушения работы органов, желез внутренней секреции и др. Для того чтобы освоить этот уровень, необходимы:

  • знания о свойствах тела с позиции энергетической проводимости (то есть о способностях меридианов перегонять энергию как естественным путем, так и путем сознательного усилия);
  • обладание энергетической культурой (то есть знаниями об энергетической природе человека);
  • изучение опыта тех, кто уже совершенствуется на этом пути;
  • чтение литературы, позволяющей ознакомится с разными мнениями;
  • посещение лекций и семинаров, на которых можно получить ответы на возникающие вопросы;
  • оптимально продуктивно спланированный для внутреннего развития график рабочего дня;
  • организация свободного времени таким образом, чтобы оно помогало углубить представление о практике, ритме и искусстве комбинирования действий (умение соотносить процесс своего развития с повседневной жизнью).

Приступать к процессу энергетического строительства следует только после формирования разумного, взвешенного подхода к теме. Для этого необходимо выработать индивидуальный подход, то есть свое личностное понимание Пути, умение выстраивать персональный график, если в течение дня человек занимается практиками, направленными на энергетическое строительство. Индивидуальный подход позволит сформировать личностное усилие, а оно, в свою очередь, поможет в оценке наиболее сложных вопросов.

Не следует избегать так называемого группового подхода, то есть занятий практиками в группе с квалифицированным инструктором. Это поможет сохранять дисциплину и регулярность занятий, удерживая человека в необходимом для познания ритме усвоения материала.

Следующее, на что следует обратить внимание – это дифференциация методов усвоения материала. Один из методов – быстрое усвоение, когда познание не требует комбинирования различных понятий. Другой метод – постижение и усвоение на протяжении длительного времени, при котором непосредственно процесс обучения не менее важен, чем искомое знание. К дифференцированному подходу относятся и методы усвоения материала с использованием разных чувств: вкуса, слуха, взгляда, осязания, обоняния и  движения.

Необходимо также знакомиться с разными источниками знаний. Пока человек не понимает, в чем же на самом деле заключается искусство обучения, у него может возникнуть желание найти ту методическую подачу, которая его больше устраивает, что часто ведет к позиции «всезнания» в условиях, когда знание вообще отсутствует. Это своеобразная ловушка обучения, в которую попадают очень многие.

Понимание конкретных действий, выбор конкретных практик позволяет избежать ошибок и лишних временных затрат, максимально быстро пройти неизбежный этап упорядочивания внутренних процессов. Лишь после этого возникает возможность качественного усиления своей энергии.


Обретение возможности изменять энергетические и физические параметры тела

Данный уровень учит вырабатывать внутреннюю опору на свой собственный ресурс, дающий физиологическое и психологическое удовлетворение от всех совершаемых действий. Только внутренняя опора позволит человеку зависеть в первую очередь от своих природных возможностей, а не следовать чужому пониманию пути развития без индивидуального соответствия данному видению.

Как ни странно, именно бездумное физическое развитие сбивает человека с процесса вырабатывания внутренней опоры, парализует и рассеивает энергию, создавая аэробную нагрузку, которая лишь на короткий промежуток времени замещает усилие перегонки энергии (то есть изменение качества энергии за счет ее циркуляции; усилие концентрации на удержание энергии в конкретном месте). Физическое развитие без должной концентрации и правильной циркуляции энергии – это миф о «здоровом образе жизни».

На этом уровне необходимо иметь внутреннее понимание физиологических и энергетических принципов и законов развития тела (например, чему соответствует то или иное физическое усилие, на что оно влияет, в какой связи с сознанием оно находится). Понимать эти принципы и связи необходимо как для усиления физиологических параметров тела (работы мышц, сухожилий, костей, кожи, артерий), так и для осознания взаимообусловленности физических, ментальных и энергетических процессов.

Только после того как человек выработал и развил концентрацию, выстроил сбалансированную циркуляцию энергии, он подходит к возможности познать целостность тела, энергии и сознания. Тогда все основные ресурсы организма начинают работать едино. Не важно, чем занят человек: двигает ли он рукой, концентрируется на чем-то, удерживая тело правильно, или выстраивает ту или иную циркуляцию энергии – все в теле должно быть увязано друг с другом. Без этого невозможно приступить к внутреннему усилению, то есть к накапливанию энергии.

Попытка свалить всю работу на физическое тело не только не может привести к реальным улучшениям, но создает множество микропроблем, которые усугубляют энергетическую и психическую нагрузку на человека. То есть лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» верен лишь в том, что тело должно развиваться без ущерба развитию духа. Тело, зажатое физическими нагрузками, не может достичь уровня, когда возможно энергетическое усилие, так как вся энергия потребляется мышцами.


Соответствие внутреннему и внешнему ритму

Следующий уровень определяет истинное качество человека, когда каждое «внешнее» действие находит свое полное соответствие во внутреннем мире человека. С позиции энергетического развития, с позиции улучшения качества энергии, жизнь без этого не больше, чем участие в неком неконтролируемом процессе.

Соответствие внешних процессов внутренним является важным условием личностной реализации – перехода на личностный ритм существования в соответствии с внутренней природой человека. Если человеку удается удерживать себя в ритме, который позволяет ему осознанно проживать время, то этот ритм в дальнейшем поможет человеку осознать глубинные природные качества самого себя.

Одним из условий для всестороннего, объемного восприятия реальности является выстроенный личностный ритм – внутренний механизм действия, который имеет заданное постоянство. Умение жить в соответствии со своим личностным ритмом определяет глубину постижения Искусства пестования жизни, так как позволяет вывести жизнь из зависимости от внешних условий. Так что на этом уровне бытие прекращает определять сознание.

Не выйдя на этот уровень развития, человек вынужден защищать свое хаотическое существование чаще всего за счет осуждения или неприятия тех усилий, которые необходимо вырабатывать, чтобы познать свой личностный ритм. Подобное «свое видение» является лишь эмоциональным реагированием, и поэтому уводит от процесса реального саморазвития.


Естественное нахождение в процессе внутреннего развития и преобразования

На этом уровне в соответствии с возможностями личностной природы реализуются все задачи, прежде поставленные перед человеком в ходе тех или иных жизненных ситуаций, направленных на улучшение его качеств.

Каждый сезон наше тело требует разных чувственных отношений. Они, в свою очередь, определяются наполнением тела природными сезонными энергиями, и в зависимости от сезона те или иные чувственные рецепторы активизируются в большем или меньшем объеме. Природой заложено так, что органы и железы человека в соответствии со сменой сезонов имеют различную активность. Непонимание этого процесса умаляет внутреннее качество, заставляя сжигать энергию из-за того, что человек не может находиться в заданных природой условиях. Главное условие пребывания в гармонии с Природой – это умение чувствовать, когда энергия требует развития, а когда сохранения. В соответствии с этим все действия делятся на имеющие активную и пассивную основу. Если это соответствие выдерживается, то каждый новый виток нашего усилия опирается на уже достигнутые изменения и результаты.

Жизнь важно пестовать, начиная с ее корня, и тогда не составит большого труда задать ей правильное направление для роста. Тогда и будет достигнуто понимание, когда надо укреплять форму, a когда – наполнять содержание. В древности говорилось, что совершенномудрый наполняется весной и летом, укрепляет форму осенью и зимой. В межсезонье (в переход от одного сезона к другому) он укрепляет связи.


Девять искусств Практических методов:

  • нахождение начала для любого действия или комбинации действий;
  • вырабатывание постоянства в любом процессе, направленном на саморазвитие;
  • продвижение в своем развитии, стремление к постоянному осознанию;
  • вырабатывание естественности – работа над построением связи и соответствия энергетического, телесного и духовного;
  • познание усилий на «собирание» и «развитие» энергии, преимущественно в практике;
  • внутреннее претворение – умение изменять энергетическую активность тела;
  • соответствие сезонам, которое вырабатывается в практике и переносится в повседневную жизнь как модель сбалансированного проживания годового цикла;
  • внутреннее наполнение посредством совершаемых действий;
  • энергетическое преобразование, изменяющее изначальное качество энергии.


Предостережения в познании искусства Пестования жизни

Итак, мы обозначили основные принципы, оказывающие влияние на способность человека к развитию в практике, и рассмотрели уровни развития на пути прохождения практики. Эти принципы подчинены определенным законам и для успешного претворения в жизнь оформлены в определенные последовательности действий. Не поняв одно, не имеет смысла браться за два. Не имеет значения количество действий и практик, выполняемых на этом пути, если нет понимания, ради чего они делаются. Важно осознать, что практика становится истинной только тогда, когда достигнуто реальное понимание того, что делается, и существует возможность следовать этому. Одно без другого не может существовать.

Искусство пестования жизни прежде всего требует от человека, чтобы он понимал собственные действия и вырабатывал продуктивное для своего развития отношение к ним. Только после этого могут появиться истинные возможности в совершенствовании Искусства действия.

 

10 августа 2009

Задать вопрос автору


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



939
| Институт развития человека

Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке

Вид для печати
top