Йеманджа (Yemanja)

День недели: среда.
Ее область влияния: морская вода, морские глубины, океан, материнство, семья, психическое здоровье и психология.
Цвета: белый, голубой, синий, серебряный, серебристо-голубой. Ее цвета находятся в синем диапазоне спектра — от самых легких и прозрачных до насыщенных, темных.
Ритм: 1-4-1-3-1
Камни и металлы: серебро и жемчуг.
Символы: абебэ — круглый серебряный веер с выгравированными на нем рыбками, морская звезда, морская раковина. Абебе изготавливается ​​из серебра, серебристого металла или любого другого металла в цвете и с символами йеманжи.
Танец: мягкие движения рук и тела напоминают движения морских волн. Символизирует силу воды.
Приветствие: Одо йа Йеманжа! (Odô Iyá Yemanja!)
Одежда: голубое или серебряного цвета длинное платье. Допустимы белая блуза и голубая юбка. Серебряная корона, украшенная морскими ракушками и металлическими бусами, в центре короны — морская звезда. Также на голове голубой или белый шарф, завязанный в бант под короной и со свисающими длинными концами. Руки украшены серебряными или металлическими браслетами и цепочками.
Талисман: серебряное ожерелье, прозрачные белые или голубые бусы, жемчужное ожерелье, морские раковины.

 


Йеманжа — это Госпожа Моря, мать всех оришей. Считается, что вся жизнь началась из океана, словно из колыбели. А Йеманжа — это символ рождения и мирового океана, это жидкость внутри живота матери, где зарождается жизнь. Йеманжа является самой любимой богиней бразильцев. В новогоднюю ночь, 31 декабря, многие жители Бразилии выходят на побережье с цветами и благодарят ее за прошедший год, а также просят покровительства в новом году. Особенно ей нравятся розы. А 2 февраля все жители бразильского штата Байя устраивают большой праздник в ее честь.

В переводе с языка йоруба ее имя означает «мать рыбок» («йе» означает «мать», «ман» — уменьшительное обозначение, «жа» означает «рыба», то есть «мать рыбок»). Йеманжа представляет порождающую силу для обладания духовными и материальными богатствами. В синкретических религиозных течениях связана с образом как Лурдской Богоматери.

Образ ее таков: это красивая женщина, которая появляется из волн. Пританцовывая, мягко покачивая руками, она, кажется, окружена нежными мелодиями, которые истекают из нее. В руке Йеманжа держит гребень из морских устриц, который она использует, чтобы расчесываться перед зеркалом из раковин улиток, которое она держит в другой руке.

Ее корона также изготовлена ​​из серебра (ее металл) и раковин улиток, с морской звездой в середине; ожерелье с подвеской в виде рыбки выполнено из того же металла. Корона Йеманжи украшена жемчугом (капли ее чистой субстанции), что придает ей вид настоящей принцессы. Часто Йеманжа восседает на морской раковине.

Порой Йеманжа обладает скрытным характером, ей свойственны манерность и эстетизм. Йеманжа символизирует духовное богатство и материально благополучие. Но, прежде всего, это ориша семьи и домашнего очага. Она отвечает за беременность и деторождение. Не переносит предательства и обман. Присутствует на всех семейных праздниках, прививает семейные традиции и уважение всем членам семьи. Учит ценить родство, дружбу, общинность, что легко можно отметить в характере любого бразильца. Йеманжа покровительствует всем женщинам и старается помочь им во всех проблемах.

Королевство Йеманжи является одним из самых обширных и почитаемых еще и потому, что его энергия существует с древних времен. В самом начале и на протяжении многих миллионов лет на поверхности земли существовала только вода.

Однако ничего не бывает потеряно, все трансформируется, переходя из одной формы в другую. Как установлено законом сохранения энергии, она не может исчезать. Энергия — внутри всегo. Индейцы называют ее манити, или «дух вещей».

В древние времена ее энергия распространялась на африканскую реку Огум (это название не имеет ничего общего с оришей, имеющим такое же имя). Легенда, передаваемая в культуре йоруба от человека к человеку (а все предания об оришах передаются в основном устно), повествует, что вода возникла из груди Йеманжи (что объясняет ее сладострастность) для создания всех других ориш. В Бразилии Йеманжа связана с образом Богоматери Свечи, в испаноязычных странах Южной Америки — со Стеллой Марис, покровительницей моряков и рыбаков, а в странах Карибского бассейна и Северной Америки — с Богоматерью Закона и Устоев.

Легенда

У Йеманжи было три сына. Первым на свет появился непоседливый Эшу, затем — драчливый Огум и последним последовал мечтательный Ошосси. Все они росли сильными и здоровыми, но когда выросли, решили оставить родительский дом. У каждого из них была своя цель: Огум мечтал завоевать и подчинить себе весь мир, Ошосси хотел уединиться в лесной чаще и размышлять в одиночестве, а Эшу просто отправился путешествовать. Йеманжа расстроилась от такого известия, но принялась ждать возвращения сыновей. И вот такой день настал — первым домой вернулся Эшу. Радости Йеманжи не было предела. Она с нетерпением обратилась к сыну:

— Расскажи, дорогой Эшу, чем ты занимался все это время, где бывал?

Эшу с волнением посмотрел на мать, его глаза горели, а в голосе чувствовалась дрожь:

— Я обошел весь мир, чтобы найти себе жену, но ни одна женщина не достойна тебя и не сравнится с тобой в совершенстве! Поэтому я хочу обладать только тобой!

Йеманжа застыла в замешательстве от такого заявления, а Эшу тут же накинулся на нее. Сопротивляясь, Йеманжа оттолкнула безумного Эшу, но в этой схватке он разорвал ей грудь. Когда глупый Эшу пришел в себя, то его охватил невероятный стыд за содеянное, и он навсегда покинул небесное царство оришей, и больше никогда туда не возвращался.

Йеманжа пролила столько слез из-за случившегося, что эти слезы превратились в соленые океаны. Говорят, что позднее из ее разорванной груди появились на свет все остальные боги.

Потоки из груди Йеманжи соединились и сформировали лагуну (матрицу), а из ее раскрытого тела вышли первые ориши:

  1. Дада (ориша плодородия, бог растительности)
  2. Шанго (бога молнии)
  3. Огун (бог железа и войны)
  4. Олокун (бог моря)
  5. Олоса (богиня лагуны)
  6. Ойя (богиня реки Нигер)
  7. Ошун (богиня реки Ошун)
  8. Оба (богиня реки Оба)
  9. Око (бог земледелия)
  10. Ошоси (бог охотников)
  11. Оке (бог гор)
  12. Шалуга (бог богатства)
  13. Шанкпанна (уничтожающая сила, бог оспы)
  14. Орун (Солнце)
  15. Ошу (Луна).

Талисман Йеманжи

 

Йеманжа в капоэйре

Беременность для древних африканских народов означала сильное ограничение сексуальной активности, так как они считали, что в этом случае ребенок будет страдать как в утробе матери, так и в момент рождения, и что мать будет иметь очень мало молока. При родах от женщины удалялось все «нечистое» (менструирующие женщины, алкоголь, агрессивные люди и т. д.), а энергия и безопасность окружающего пространства поддерживались молитвой и травами, которые использовались для как очистки места, так и для медицинских целей.

Такую защиту получали не только роженица и ее ребенок, но и женщины, выступавшие в роли повитух. Также считалось, что «неправильное» поведение матери (воровство, неверность, нервные стрессы, вредные привычки и т.д.) могут представлять препятствие для родов.

Эти принципы и качества, связанные с подготовкой и зарождением движения, и легли в основу движений капоэйры.

 

Танец Йеманжи

Тело Йеманжи — это тело волны. Она представляет изначальное, поэтому считается самой древней оришей после Обаталы (создателя). Хотя правильнее было бы сказать, что она считается изначальной, так как порождает все живое из сил универсума, которые, в свою очередь, представляют Нана и Эшу.

На земле народности йоруба есть место, где, согласно местным верованиям, началось формирование всего живого. Оно расположено у подножья горы Оке, считающейся первичной горой земли, порожденной силой из глубины моря (располагается в штате Огун, в районе города Абеокута на юго-западе Нигерии).

Танец Йеманжи — это танец порождения, это условие, благодаря которому создается все живое. Это порождение внутри самого себя, что на земле йоруба соотносится с горой Оке. Все реки есть усилие внутреннего зачатия, или непорочного зачатия. Река Нигер также непосредственно соотносится с усилием порождения Йеманжи. Собственно, и само усилие имеет имя Агау, представляя идею порождения Эшу и символизируя ее старшего сына.

 

 

Рекомендую также ознакомиться с темой в рамках раздела Африканское тело.

 

08 октября 2013

Задать вопрос автору


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



105
| Африканское тело

Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке

Вид для печати
top