Индийское тело

Индийское тело — это то, что, собственно, предопределило развитие одной из важнейших систем, известной, как аюрведа. Однако надо признать, что в том виде, в котором сейчас существует это знание, как ни странно, скрылось одно из самых важных понятий: из чего и для чего оно развивалось. В попытках обосновать и найти более глубокие источники и связи в этом направлении потерялось самое главное — учение об индийском теле. И хотя вся аюрведа построена на концепции взаимодействия именно с этим телом, ее переформулировали и перенаправили на тело как таковое. А здесь как раз и заложена большая разница: какое тело мы рассматриваем — кельтское, китайское или индийское.

Таким образом, аюрведа стала шагать по миру, поправ самое важное понятие — непосредственно ту идею, ради которой она и была, прежде всего, создана. Конечно, она адаптировалась, перестроилась и вплелась в те условия, в которые попала, но в реальности тем самым она перестала быть аюрведой. Сегодня, обогатившись знаниями китайской и тибетской медицины, аюрведа, по сути, представляет собой лишь название, где все зависит от опыта того, кто этим названием оперирует.

Возьмем другое направление — йогу, которую вертят туда-сюда, прикрываясь многозначительными названиями: медитация (которая, кстати, не имеет никакого отношение к йоге), самадхи, нирвана и т. д., упуская самое важное знание — знание об индийском теле. Конечно, мне могут возразить: «Как же так?» Есть очищение, хатха-йога и т. д. и т. п. Но хорошо, а где же знания об индийском теле? Как можно вертеть тело европейца в асанах, если эти знания были созданы для индийского тела? Чем в таком виде йога лучше футбола? Духовности не хватает? Можно, например, выходя на поле, молиться и целовать землю. По крайней мере, в этом направлении развивается футбол.

Однако не поймите меня неправильно: я не против того, чтобы люди чем-то занимались, я против бездумного принятия по принципу «нравится — не нравится», я за «полезно или нет». Как можно определять пользу того или иного в краткосрочной перспективе? Если вам завтра от чего-то хорошо, то это совершенно не значит, что послезавтра вас это не свалит!

Ну а теперь, собственно, по существу. Индийское тело — это тело, которое рождалось и развивалось по законам того места, которое и определило группы индийского этноса. Мы не будем рассматривать их подробно, так как в своей массе это формула места, климата и ритма проживающих там людей. И, конечно, мы должны смотреть на все это не с позиции сегодняшнего дня с кондиционерами, телефонами и машинами, а с точки зрения такого проживания, когда ритм жизни людей зависел от них самих, когда человек был в постоянных настройках — культурологических, религиозных и, самое главное, временных.

Реальность здесь такова, что тело индийца проживало и зависело от трех сезонов, которые соотносились с понятиями Вата, Питта, Капха. Они опираются не на системы тела (как, к примеру, мы наблюдаем в даосском теле), а на три вида наполнения — желчью, слизью, ветром. То есть жизнь тела через призму этой системы предопределена наполнением. Но наполнение, хотя и дающее разнообразие, свелось к трем основным усилиям — острому, горячему и вяжущему, что и легло в концепцию индийской кухни, основанной на трех вкусах — остром, огненном и сладком. Это можно представить тремя основными индийскими специями: перцем, кардамоном и шафраном. Другими словами, индийское тело — это пряное тело или тело специй, где при всем разнообразии все можно поделить на три вкуса — острый, огненно-горький и сладкий.

Следующее интересное явление у индусов — это деление на классы, где и начинается, так сказать, практическая реализация понятия индусского тела. Независимо от статуса все действуют вызывающе: сытый высший класс действует вопреки аскетам, да и просто голодным, которые также действуют вопреки всему. Каждый демонстрирует схожую психологическую природу действий, которая тоже опирается на идею индийского тела, где все упражнения становятся, скорее, следствием протеста (чему, кстати, немало способствовали англичане). Выпендреж, как и пренебрежение жизнью, разделило индийское общество, но, по сути, это две стороны одной медали, которая каждый день подпитывается определенным острым, огненно-сладким наполнением.

В результате мозг индуса оказался, по сути, блокирован: все ненужное, как и многое из нужного, сжигается изнутри, двигая тело к естественному перерождению. Такая ежедневная мумификация, собственно, и есть результат взаимодействия с телом. Говорить о разносторонности в пище вообще смешно. Это многое есть результат трех, и если вы по-настоящему будете есть то, что кушают индийские жители, особенно средний и низший классы, то через три дня в вас поселится дракон и начнет вас мумифицировать.

Кстати, не надо также забывать, что каждый индус при этом считает себя высшим созданием в цепочке человеческих существ. Вернее, не считает, а принимает это через грудь с перченым молоком матери, которое формирует в нем определенное восприятие Атмана.

Собственно, это насилие над телом и разумом и есть естественная среда индуса, создавшего столько насильственных форм воспитания, где вне зависимости от статуса, принижающего или возвышающего его, ему до этого нет никакого дела. К тому же все, что создается, есть не более чем эксперимент.

Мало того, что тот же йог сам не знает, к чему это приведет, ему и дела до этого просто нет, так как повседневная жизнь, вернее, отношение к ней, уже есть идеал существования человека, рожденного, чтобы переродиться. То есть индус не живет здесь, он лишь играет с пространством, которое ограничило его ресурс пребывания определенными физическими условиями места, климата и т. д. Ну а кто и как начинает издеваться над своим телом — это уже следствие. Кто-то синтезирует его изнутри только индийской кухней, кто-то добавляет сюда асаны или, наоборот, заменяет ими кухню. Все-таки не каждый желудок, даже индуса, способен перенести все это.

И, кстати, здесь же зарождается еще и идея вегетарианства, которую я бы перевел так: не можешь сжечь себя изнутри, сожги себя снаружи! В общем, все это можно назвать одной йогой — кундалини. То есть индийское тело — это тело, которое постоянно подвержено прожиганию. Можно сидеть и пыжиться, разгоняя сушумну, можно просто кушать — в общем, на любой вкус.

 

Рекомендую также ознакомиться с темой в рамках раздела Индийского тела.

 

Вопросы и ответы

Я правильно понимаю: если аюрведа и йога создавались для индийского тела, то она совершенно не применима для нас, хотя ее пропагандируют и пытаются приспособить к западному человеку; а йога превратилась просто в физкультуру и в лучшем случае ею можно добиться только определенной гибкости тела?

Всё зависит от того, кто преподаёт, а не как называется.

 

07 сентября 2013

Задать вопрос автору


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



957
| Индийское тело

Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке

Вид для печати
top