Буддийская йога

Буддийская йога — крайне сложная в изложении тема, но поскольку существует огромное множество интерпретаций того, что такое буддизм, или различных точек зрений на то, как следует его понимать, то получается, что любое понимание этой системы имеет право быть.

Принимая во внимание, что в основе доктрины любой йоги лежит знание о человеке и в буддизме оно представлено в виде четырехчастного трактата «Чжуд-ши», можно сформулировать формулу буддийской йоги, опираясь на понимание системы с позиции наставлений.

То есть буддийская йога, по определению, не может быть догмой, так как она находится в постоянном процессе эволюции и исходит из того, что человек являет собой высшую форму перерождения из всех возможных. При этом человек представляет собой пространство, в котором он рожден. То есть из всех живых организмов только человек полноценно соответствует пространству, в котором он проживает, представляя Небо (ветер), Землю (желчь) и, собственно, Человека (слизь). Трехчастное представление человека определяется в спокойном состоянии. В движении он приобретает четыре смешанных типа, усиливаясь или ослабевая по основному направлению.

Задачей буддийской йоги является уход от временных свойств состояния, которые делятся на понятия «горячего» и «холодного». Если человек зависит от «горячего» и «холодного», то он зависит от временных процессов и, следовательно, он ослабляет свой дух, а с ним и возможность достижения Радужного тела.

Достижение Радужного тела считается высшим уровнем в постижении буддийской йоги. Чтобы уйти от «холодного» и «горячего», важно научиться питаться эликсиром. Питание эликсиром, или питание амритой, делает человека бессмертным. Питание амритой также имеет значение создания молочного океана, или субстанции, которая заполняет тело и, как минимум, его консервирует.

Амрита с физической точки зрения — это определенное возбужденное состояние, а сама идея поддержания подобного состояния называется тантрой, что понимается как создание определенного поля, позволяющего поддерживать состояние ума в определенных высших вибрациях. Причем, само тело раскладывается на различные части (четыре вибрационные группы) и говорится, что тело наделено четырьмя тантрами. Это познается как четыре различных подхода к учению или четыре вида энергии, которые познает практикующий тантру.

Для их познания необходимо пройти через ступени. Данный путь соотносится с понятием дзогчена.

Матрица тантры

Первая ступень. Фундамент стены

Практикуя тантру, важно сразу понимать, что основа и глубина нашего тела заложены там, где лежит знание о мозге. И это кости. У костей есть основа — две бедренные кости, они и считаются основой стены.

Они определяют 24 разновидности костей и хрящей. Работая над фундаментом стены, мы простраиваем 28 позвонков, пробираясь к костному мозгу и суставным поверхностям, где спрятано истинное дыхание костей.

Здесь же формируется основа медитационного процесса нямшаг (тиб. mnyambzhag), требующего удержания сосредоточения на задаче.

Вторая ступень. Центральный орган

Определив задачу и выявив необходимое напряжение, мы начинаем раскручивать наше тело за счет поясницы, пронизывая ее мантрой и создавая условия для глубинной вибрации.


Мантра: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Считается, что Небо опирается на поясницу человека, и вместе с крестцом она представляет опору духовного преобразования. Когда у эмбриона заканчивается формирование поясницы, это значит, что Небо определило путь для данного человека и его Ветер (рлунг) сформирован. Здесь также понимается глубина энергодыхания как свойство, которое нужно усовершенствовать. Посредством поясницы буддийская йога учит познавать законы Ветра, законы дыхания.

Здесь реализуется важнейший созерцательный процесс — Гомпа (тиб. sgompa), основанный на повторяющихся действиях.

Третья ступень. Формирование усилия

Первичное дополнительное усилие, которое может создать человек, связано с дыханием и непосредственно с диафрагмой, которая регулирует его.

Познавая диафрагму, мы познаем действие дыхания (легких, живота, почек). Но первичный момент — получить опору для дыхания, связанную с легкими. Легкие поддерживают ключицу, ключица поддерживает голову.

Основная задача — сделать из непарного органа легких парный, что означает создать центр легких, который способствовал бы созданию усилия на диафрагму. Здесь отрабатываются условия формирования дополнительного усилия — силы Нуйту (тиб. nusmthu).

Четвертая ступень. Осознанность

Осознанность связана с пониманием сути сознания, с пониманием мозга, от которого зависит накопление энергии, или накопление слизи (бадкан). Здесь реализуется основной принцип — значение человека, его способность или неспособность к шейпа (тиб. shespa), осознанию.

Для проникновения в сознание используется мантра, направленная на достижение способности к осознанию — ригпа (тиб. rigpa).

Мантра: ОМ АХ РА ПА ЦА НА ДХИ Ди-Ди-Ди-Ди-Ди

Здесь же формируется и один из важнейших принципов тантры — способность к управлению расслаблением. Это важно для понимания способностей мозга, который нужно привести к центрированию, чему может мешать как переразвитие левого или правого полушария, так и форма черепа. Расслабление же позволяет регулировать плотность.

Усилие расслабления связано с затылком и теменем. Познав искусство расслабления, мы можем усилить плотность мозга и, как следствие, его центр.

Питание мозга зависит непосредственно от вкуса, поэтому вкус является основным источником питания центра мозга и связан с человеческим питанием. То есть питание вкусом должно питать человека, все остальное — это либо питание Земли (желчи), либо питание Неба (ветра).

Пятая ступень. Сакральный сок

Пятая ступень тантры связана со способностью мозга проникать в позвоночник, что понимается как питание костного мозга сакральным соком. Этот процесс связан с пониманием своей собственной природы — нго тро (тиб. ngosprod). Он требует тонкого и глубинного проникновения.

Шестая ступень. Тайный уровень

Тайный уровень связан с шеей. Это особая часть, которая представляет кармическое поле человека. Она либо помогает соединить сознание человека с его процессами, либо отдаляет его от этого. Таким образом, она может стать союзником или противником практикующего. Требуется добиться необходимого напряжения в области шеи, убирающего завалы с дороги.

Для восстановления и раскрытия используют мантру Белой тары, помогающую всем живым существам.

Мантра: ОМ ТАРЭ ТУТТАРЭ ТУРЭ СОХА

Седьмая ступень. Первичный дух

Первичный дух связан с первыми завершенными процессами в зарождающемся теле, которые ассоциируются с печенью и желчным пузырем. Можно сказать, что это первая реакция организма на себя. Данный процесс определяется усилиями Земли и связан он с желчью (мкхрис). От контроля за первичным духом зависит перераспределение энергии и ее накопление.

По сути, здесь идет речь о первичном усилии, первичной воле человека — дуджед (тиб. 'dusbyed), которую он получает от рождения. Карма, какой бы она ни была, есть первый учитель человека, и наступает время, когда ее надо познать. Для этого используется мантра учителя.

Мантра: ОМ МУНИ МУНИ МАХАМУНИЕ СОХА

Восьмая ступень. Пространство

Пространство места проживания в теле человека представляет кровь. А еще правильнее сказать, аорта, которая является осью крови и первым, так сказать, инструментом, настраивающим зародыш на пространство проживания. Понять, почувствовать пространство кровью — вот высшее тантрическое переживание, так как почувствовав его, мы можем отделиться от него, или подняться из лотоса.

Используется мантра Падмасамбхавы. Здесь достигается истинное понятие бытия — тогпа (тиб. rtogpa).

Мантра: ОМ А ХУМ БЕНДЗА ГУРУ ПЕМА СИД(Д)И ХУМ

Девятая ступень. Млечное питание

Пройдя восемь ступеней преобразования, мы достигаем возможности питания праной, или млечным соком, или амритой. С этого момента наше тело способно воспринимать и вырабатывать высшую субстанцию для питания нашего духа.

Десятая ступень. Сгусток

После прохождения девяти ступеней в животе должен появиться сгусток, состоящий из субстанций, вытащенных из систем тела и завязанных на спермическую эссенцию и кровь. Этот сгусток нужно удерживать, пока он, в свою очередь, не начнет сам удерживать тело.

Здесь мы познаем природу зачатия. Далее мы начинаем понимать природу пяти элементов, где Земле отводится понимание тела, Воде — понимание соединений, Огню — поддержание временных процессов, Воздуху — распространение, Пространству — способность жить в другом теле. Под другим телом понимается минерал, в котором есть пуповина.

У минерала должна быть ось, это его аорта. Он должен иметь ориентир, чтобы у него присутствовало условие роста. Он должен иметь плечи и бедра, которые контролировали бы форму. Когда он начнет генерировать энергию, у него появится мозг. Сгусток оживает, ему требуется движение. Оно задается под мантру белой и зеленой тары.

Мантра: ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ СОХА

Таким образом, мы прошли десять ступеней. Они имеют последовательное и параллельное применение в дзогчене, и все это называется буддийской йогой.

Буддийская йога — практика, определяющая практическое приложение знаний буддизма (тантры), которые нашли свое развитие в той или иной мере в пяти основных традициях тибетского буддизма: нингмапы, кагюдпы, сакяпы, гэлугпы. Также они выражены в традициях бонпо.

Буддийская йога основана на тантрическом учении, которое, в отличие от учения сутры, является искусством приобретения состояния освобождения практическим методом, когда все усилия направляются не столько на путь отрицания или отречения, сколько на путь приобретения силы для достижения внутренней свободы или освобождения.

Тантрическое учение выросло из недр учения сутры как определенная замена простой формы учения четырех благородных истин, лежащих в традициях хинаяны и махаяны. И хотя учение сутры является основным в буддийской концепции познания, все это является интерпретацией всего лишь четырех истин Будды о причине и истине страдания.

Тантризм предлагает практические методики изменения состояния человека. Это знание было сформулировано в двух основных тантрических книгах — «Тибетской книге мертвых» и медицинском трактате «Чжуд-ши». Данные работы стали аллегорическим выражением основы тантрического учения, обучая возможностям вырабатывания личностного усилия.

Согласно положениям буддийского тантризма, достичь реализации третьей благородной истины о прекращении страдания без наличия личностного усилия крайне сложно. Человеку сложно выйти за пределы относительного состояния, если его личностная природа не готова к освобождению. Закону же кармы может быть противопоставлено лишь усилие, ведущее к состоянию Прибежища, или становления на путь.

Состояние Прибежища — это состояние, когда достигается осознание тела, ума и речи. Именно осознание этих трех инструментов приводит к осознанию калачакры, символа цельности и единения, когда человек становится способен освободиться от законов времени и познать изменение сущности элементов.

Буддийская йога — система, которая, по сути, выражает идею высшей и низшей тантры, или идею преображения и очищения. Низшая тантра опирается на систему криа-йоги (йоги сознания), тантра — на систему йоги (специально разработанные практики и техники, опирающиеся на ведические тексты, направленные на очищение тела, сознания и речи). Основа практики преображения есть реализация, или дзогчен, ведущая к самоосвобождению.

 

 

 

Рекомендую посетить программу Совершенный человек. Концентрация.

 

Рекомендую прочесть:

 

Вопросы и ответы

Когда идет речь о Шестой ступени, приводится мантра Белой Тары. Но мантра Белой Тары звучит: ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ МАМА АЮРПУНИЕ ДЖЯНА ПУШТИМ ГУРУ СВАХА. А эта мантра Зеленой Тары и она есть дальше в Десятой ступени. Или я что-то не так понял?

Мантра используется как для Белой, так и для Зеленой Тары. С возможностью персонификации.


А есть ли какая-то связь традиции (религии) и развития определенных отделов мозга? Можно ли сказать, что-то типа: суфизм способствует развитию макушечной и височной (или какого-то дворца) зоны, буддизм – затылочно-теменной, а индуизм – лобные доли? Или по-любому развитие - всегда комплексный процесс?

Все определяется тотемно-эгрегорным построением. Иногда мастером.

Не могли бы вы объяснить что означает понятие Тара.

Тара – это формула, имеющая свою геометрическую модель – янтру. Пытаться линейно воспринять это слово нельзя. Т.е. для понимания его нужно сначала изменить сознание. Она имеет 21 значение, каждое из которых понимается вибрационно. Нужно понять тетраэдрическую форму тары, так же как, впрочем и ОМ. Поэтому в течение мантры важно уметь управлять вибрациями, а не просто издавать звуки.

 

04 июня 2012

Задать вопрос автору


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



1209

Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке

Вид для печати
top