Ученик

Ученик — это, в первую очередь, условие развития, а во вторую — определение человека, который может считать себя обладающим качествами ученика. Но если первое не зависит или незначительно зависит от человека, то второе есть выработанное условие, в котором сливаются воедино опыт обучения и умение обучаться.

В конечном счете, мы можем сказать, что существуют пренатальные и постнатальные условия, которые и формируют само понятие ученика.

Пренатальные условия

Первое и важнейшее условие — это, безусловно, качества, которыми человек наделен при рождении. Но хотя эти условия и важны, их реальная функция начинает выражаться лишь после 32 лет у мужчины и 24 лет у женщины, когда изначальная энергия, в основном, потрачена на строительство физического.

Именно в 24 года у женщины и 32 у мужчины завершается формирование мозга, после чего начинает выявляться пренатальное влияние. Это происходит в случае, если не существует серьезных отклонений, ввиду которых пренатальная энергия блокировала бы нормальное развитие (к примеру, если ребенок преждевременно лишается родителей, что может также нарушить его пренатальные условия). В любом случае, если такая блокировка происходит, то прежде следует рассматривать возможность восстановления человека, а не обучения. Восстановление и обучение — разные вещи, хотя одно и зависит от другого.

Примерно две трети людей от рождения могут нести в себе условие быть учеником. Реализация этого условия, в первую очередь, определяется родителями, вернее, условиями, которые могут создать родители, да и, собственно, в которых они сами находятся. Здесь мы также можем говорить о столкновении постнатальных условий родителей с пренатальными условиями ребенка.

Родители

Любой ребенок — это объем, в создании которого родители играют роль посредников. Но это происходит лишь в том случае, если они действительно понимают природу рождения, а не являются сами продуктом в большей степени постнатальных свойств, когда человек находится в опыте наработанных форм, действий, определений, и им самим роль ученика не востребована.

Для недоразвитых родителей ребенок — это реакция, выявляющая личную недоразвитость и ущербность. В таком состоянии родители зачастую уродуют своих детей, так как не в состоянии понять природу переживаний ребенка, а смотрят на нее с позиции своих реакций.

Ребенок становится игрушкой, все начинает зависеть от множества обстоятельств. В результате родители становятся для ребенка весьма серьезным обстоятельством, в котором у ребенка могут выработаться такие рефлексии, что процесс обучения никогда не начнется — он лишь будет повторять рефлекторные навыки или, в лучшем случае, их развивать, повторяя ошибки родителей.

Обстоятельства

Следующий этап формирования ученика — обстоятельства, или степень регулирующих поведение человека функций. Обстоятельствами формируется поведенческая активность, или то, насколько вовлечение человека в процесс будет выше реакции на этот процесс. Здесь идет распределение на внутреннее содержание человека и внешнее.

От степени сохранения в ребенке с детства качества «быть в себе» зависит в дальнейшем его восприятие пространства. Умение взаимодействовать с пространством или реагировать на него определяет самое важное: отношение человека к своим действиям, к окружающим, умение в будущем дать оценку — реальную оценку! — нужности себя для себя. Если человек не научится этой оценке, то он не только будет не нужен себя, но и даже окажется бесполезным для окружающих. Обстоятельства, в конечном счете, формируют пространство, в котором человек живет и за которое он держится.

Пространство

Определение пространства очень просто: это тотем и эгрегор. Сила земли всегда формирует традиции, поведение (культуру) человека, наделяя его определенной вибрацией, которая и руководит людьми в целом.

В процессе взаимоотношений друг с другом люди научились формировать связи, которым присуща дополнительная сила, выражающая интерес, «проявленность» людей, или даже одного человека, если его сила позволяет регулировать отношения. Так формируется эгрегор. Формула «эгрегор, помноженный на тотем» и определяет свойства пространства.

Если человек не умеет понять это свойство (а для этого надо иметь силу, соизмеримую с силой данной формулы), то он никогда не сможет стать учеником. А если он занимается чем-то, что не вписано в эгрегор, где он живет, то тем более — без силы бесполезно думать, что вы можете заниматься чем-то, что не соответствует устоям вашего эгрегора.

И тут возникает следующий вопрос — есть ли у потенциального ученика тот, кто обучит его силе, сопоставимой с силой эгрегора и тотема? Иначе он последнюю силу потеряет, защищая себя то ли от пространства, то ли от обучения, которое, в реальности, забирает силу, а не дает ее. И здесь уже на первый план выходят возраст, то есть момент того, когда, чем и зачем человек стал заниматься.

Возраст

Конечно, любая реализация зависит от опыта. Но опыт бывает осознанный и неосознанный. Неосознанный опыт — самый опасный, поскольку в нем нарабатываются реакции и формируются условия развития тела, энергии и сознания. И если вас обучали не так (то есть таким образом, что образование не соответствовало вашей природе) и, особенно, если ваша природа была угнетена (например, неправильно развили мышечную группу), то у вас нарушена циркуляция энергии и сформировано ощущение жизни, не соответствующее качеству ученика.

Так как в реальности развитие, и, следовательно, ученичество, может начаться у женщины не раньше 21 года, а у мужчины не раньше 32 лет, когда сознание, наконец, может реально зависеть от регулируемой энергии, то, по сути, ученик раньше этого возраста учеником считаться не может, если он не следует традиции.

До этого периода вне зависимости от возможностей выработаны лишь те или иные функции отношения к знанию. Они могут формировать основу для ученичества, а могут, наоборот, далеко отбросить человека.

Например, возьмем гимнастку 14 лет: она может быть идеально оттренированной чемпионкой мира, но при этом быть абсолютно далеко от понятия ученика. Хотя она может быть носителем традиции, она сможет повторить те же опыты над другими, которые производили над ней.

Самое сложное, что до 25 — 30 лет человек не может даже сопоставить позиции правильного и ненужного, потому что он живет в концепции «плохо — хорошо». Ученик не может жить в концепции «плохо» или «хорошо». Его единственная концепция — «нужно» или «не нужно».

В результате, в зависимости от опыта, который исходит не только из возраста человека, но и из времени того, чему обучаются, у человека формируется алгоритм действия, который для него лично уже имеет некое постоянство, что сопоставимо с задачами традиции.

Традиция

Конечно, сегодня говорить о традиции следует с осторожностью. Слишком много вводных создал человек для осмысления этого понятия. Например, представьте переводчика с китайского, который описывает традиции даосской школы Небесных наставников, не будучи сам вовлечен в практические методы этой школы. Он перекладывает свои суждения на традицию, которой пользуются те, кто соприкасается с его работой. Да что говорить о переводах, если канонические знания, та же Библия, переписаны не раз, или буддистские учения, дополненные комментариями и суждениям последователей, говорящих за Будду, о том, что он, якобы, имел в виду. Конечно, когда продвинутые и глубоко воспринимающие мастера выражают или судят что-то, это достойно внимания, но, в общем-то, где те, кто понимает их истинный смысл?

Сегодня ни одна традиция не может существовать по одной простой причине: в основе традиции лежит ее ритм. Традиция может жить только в естественном, натуральном ритме. В наши дни, когда сознание не поспевает за компьютерами и телефонами, человек не способен быть в традиции.

Вы можете сказать, что это и есть нормальное состояние и естественность. Ответ очень прост: ваша сила концентрации, да и просто энергетическая сила не в состоянии удерживать ваше тело и сознание в сосредоточенном состоянии. А значит, с позиции серьезного учения вы не в состоянии это познавать. И даже если для вас быть больным естественно, то все равно (согласно законам эволюции) это не может считаться традицией. Поэтому единственное, чем мы можем заменить традицию — это метод. Метод — это каркас, объясняющий и выводящий человека, в первую очередь, на естественность и развитие силы. Где опять вопрос о способности оперировать мозгом становится важнейшим. Далее надо сопоставлять метод и традицию, то есть определять, чего больше в нашем учении — рационального или иррационального.

Культура

Это первый и важнейший фактор сопоставления традиции. Не всегда мы можем применить метод в тех культурных реалиях, в которых находимся. И, следовательно, учеником здесь можно быть, только продолжая дело, так сказать, отцов и дедов. Это данность, и мы это не обсуждаем.

Внешнее позиционирование

Занимаясь чем-либо, мы должны понимать, что развитие, и, следовательно, функция ученика может исходить из реальных свойств — это развитие внутренней силы, концентрации, осмысления. И это, в первую очередь, внутренний процесс. И пока это не развито, задача ученика — быть в служении тому, что ведет его к этому состоянию. Если вас беспокоит внешне позиционирование, положение в обществе, власть, то вы ничего не имеете общего с понятием ученик. Потому что задача ученика — максимально инвестировать время в самого себя. Сюда же относится вопрос отношения деньгам.

Внутреннее изменение

Ученик понимает метод или традицию и следует алгоритму развития. Алгоритм развития является его единственной и важной задачей. Он не должен зависеть от внешних удовольствий и должен понимать разницу между удовлетворением и удовольствием. Этому должна учить или традиция или метод.

Обучение

Обучение, собственно, самое важное, что формирует в ученике ученика. И здесь самый важный критерий — это умение обучаться. Только когда вас научат умению обучиться, вы можете признать в ком-то учителя, и, собственно, сам учитель может признать в вас ученика.

Если учитель считает кого-то учеником, а ученик не освоил искусство обучения, мы получим двух заблудших овец. Хотя конечно, если вы своих детей считаете учениками, это ваше родительское право, со всеми вытекающими последствиями. Самое важное в умении ученичества — это состояние сознания. Именно умение обучиться является основой центрирования сознания. Ученик не может хотеть быть учеником — он либо может им быть, и всеми своими действиям следует этому, или он лишь демонстрирует свою роль. Задача учителя — отдалить себя от демонстрирующих качеств игры в ученика, иначе это будет не только пагубно для считающего себя учеником человека, но и для самого учителя.

Итак, ученик может сформироваться как таковой только при правильно подготовленном сознании. Именно в этом состоянии начинают формироваться и усваиваться знания, когда достигнуто умение задавать вопросы, в первую очередь, себе и находить или воспринимать ответы на них. Для учителя человек, не умеющий обучаться, не слышит, не видит, не чувствует, не говорит.

Постнатальные условия

При всех вышеперечисленных показателях никогда нельзя забывать о постнатальных условиях, то есть тех, которые выработаны в процессе нашей жизни. В первую очередь, это неконтролируемые действия, мысли, нарушающие многие наши внутренние процессы. Причем нарушения могут быть настолько серьезными, что потребуется много лет, чтобы их исправить.

Например, перетянуто сухожилие, повисла мышца, нарушилась опора — и опора в движении внешнего и внутреннего (энергии) изменила циркуляцию и уменьшила питание мозга, или нарушилась симметрия мозга, изменилось положение у почки. Так как это происходит везде и повсеместно, человек не в состоянии ухватывать источник изменения, просто даже из слабости сосредоточения, и он превращается в гибрид хаотичных ощущений.

И вот этот гибрид приходит к кому-то обучаться. Для учителя это неразвитая обезьяна. Представляете, сколько надо времени, чтобы довести этот объект до понимания, что он с собой сделал? Он же не имеет чувственных ориентиров, которые имеет учитель, к примеру. Им нужно создать договор о взаимодействии, где учителю остается только ждать, пока не перестроиться сознание в другой формат восприятия. Так что постанальные условия — это одна из самых больших ловушек лже-учеников.

Ощущение ученика

Собственно, здесь определяется реальность ученика. Является ли учение для ученика тем, что выше его наработанных реакций и суждений? Если ученик реагирует негативно на слова учителя, если он его обсуждает и оценивает, то он начинает оценивать знания и ставить себя выше процесса познания, реализуя реакцию на знание. То есть не само знание, а рефлекс «я знаю».

Такой ученик не может считаться учеником. Или тот, кто из него вырос. Ощущение ученика — это умение переживать процесс познания. Конечно, если такое он не получает или не умеет получать, то он не обучен быть учеником и может называть себя кем угодно без определения права или отсутствия права на это.

Самое опасное — играть в ученика или заиграться в поле школы, традиции, учителя. Нужно учиться в искусство обретения в себе ученика и не спешить им становиться, чтобы из не-ученика не превратиться в не-мастера или не-учителя.

Уровень ученика

Ученик в ученичестве должен пройти несколько уровней. Первый — служение внешнему, когда выполняется все безукоризненно, а внутренне не получается еще оценить. Это самое опасное время, когда надо открыть себя и развить силу, иначе можно так и остаться частью чего-либо, и еще ухудшить свои качества.

У каждого человека, в зависимости от возраста, этот период равен от 3 до 5 лет. И здесь надо разобраться в самом главном: считает ли вас учитель своим учеником? Если считает, то он видит возможность, и обязан вас в этот период сделать из вас ученика. Если вы кого-то считаете учителем, на вас также накладывается ответственность разобраться в этапах роста, иначе можно и через 10, 15 или 30 лет ничего не достичь.

Если учитель определил в вас ученика, а через 3 года вы не поняли метод и не оценили изменения в себе, то для этого учителя вы не стали учеником, а может, он и не является учителем.

Помните закон: если учитель посчитал вас учеником, то вы полностью доверяете ему, а он несет ответственность за вас. Если учитель посчитал вас учеником, то он должен видеть и понимать, что с вами сделать в самое короткое время. Если же учитель посчитал вас учеником, а вы у него занимаетесь меньше 3-х лет, то здесь тоже что-то не так, так как вы не набрали опыта в общении с ним, и он не подготовил вас к ученичеству.

Позиция, что учитель все видит и обладает сверхмагическими способностями — все это сказки о любви, где вы счастливо проведете медовый месяц, а затем вас заменят на другого (или другую).

Что нужно

Будучи учеником, нужно помнить формулу «постоянство — ответственность — следование». Если в вашем сознании нет данной формулы, то вы не можете считаться учеником.

Что принимаемо

Очень важно понимать, что принимаемо вами в вашей позиции ученика. По сути, знание или учитель навязывают вам схему не только ученичества, но и поведения. Если вы что-то принимаете от учителя, а что-то нет, то вы не можете считаться теми, кто имеет внутреннюю связь ученик—учитель.

Учитель обязан дать вам, научить вас большему, чем то, что вы имеете. То есть он улучшает вас, создает из вас нечто большее, чем то, что родилось. Он становится для вас, на определенное время, выше всех.

Для ученика не может быть веры в учителя. У него может быть вера в знание, но не в учителя. Ученик познал метод и у него не может быть сомнений в учителе. Малейшее сомнение для ученика невозможно. Вы можете ходить к кому-то заниматься и сомневайтесь, сколько хотите, но если вы считаете себя учеником учителя, а учитель считает вас своим учеником — не допускается никаких сомнений!

Что изменяемо

Период ученичества очень разнится. Ученик постоянно должен оценивать меру знания и изменений. Никаких ожиданий не допускается. Если нет изменений, то это значит, что есть нарушение в связи учитель—ученик.

Конечно, может быть и такое, что ученик догнал своего учителя и здесь нужно прекращать этап ученичества с учителем. При этом учитель должен оставаться учителем в сознании ученика, если он довел его до более высокой ступени, но удерживать ученика учитель не должен и не имеет права.

Однако здесь очень важен переход, который много считающие себя учениками делают невежественно, что нарушает их собственную пренатальную позицию. Об этом надо помнить. Обычно это происходит там, где мастер или учитель изжил в себе ученика. Если мастер реальный, то он демонстрирует другой уровень ученичества. То же и с учителем. Поэтому если ваш учитель считает себя учеником, то никогда не сравнивайте себя с ним, потому что учитель изначально ставит себя на ваше место.

Что осознаваемо

Здесь мы опять возвращаемся к понятию традиции и метода. Дело в том, что традиция, в первую очередь, требует служения. В этом ее проблема. Вот почему многие дети мастеров, следуя традиции и достигнув к 15 — 20 годам мастерства, потом все теряют, проигрывая пространству, с которым соприкасаются. То есть, по сути, меняют один ритм на другой, но в нем не умеют вести или позиционировать себя. Так что метод сегодня — важнейшая функция для того, чтобы оставаться учеником. Самое важное в этих условиях — осознавать процесс познания, что и позволяет оставаться учениками вне зависимости от мастерства.

Правильность

Любой критерий роста — это удовлетворение действиями, которые мы делаем. Для этого надо понять, что ученик — это тот, кто встает на геометрическое, арифметическое понятие образования, то есть тот, кто только наращивает.

Ученику не может нравится или не нравится обучение. Он руководствуется удовлетворением, которое наращивает его чувственно-переживаемые качества, когда каждый последующий день хотя бы на йоту, но лучше предыдущего.

Правильность здесь заключается уже в выработанном постоянстве, которое опирается на реальную силу, которая характеризуется качеством энергии. То есть настоящий ученик — это тот, кто понимает и умеет пестовать и совершенствовать энергию, а не тот, кто делает какие-то техники или принадлежит какой-то школе.

Вопросы и ответы

Я 15"5 лет практиковал у разных тибетских буддийских учителей одной традиции Карма-Кагью так ничему и не научился! А встретив вас Олег Михайлович нашел и Учителя и друга на Пути! Как происходит встреча Ученика и Учителя, на всех уровнях?
Встреча происходит по-разному. Но никогда не один учитель не может воспринимать ученика, если в его опыт обучения не будет встроен в опыт преподавания. Т.е. дело не в возможностях и знаниях ученика, а его опыте в освоении знаний.

Если ученик не может выполнить задачу, поставленную учителем, значит, он не может быть учеником?
Да.

Ученик должен анализировть действия учителя, если он не может что-то принять от учителя?
Нет! Если он не может что-то принять – то значит, это не учитель. Нужно понимать, что учитель – это не совершенство, это навигатор. И если вы не выполняете команду, то уезжаете в другую сторону.

 

10 февраля 2012

Задать вопрос автору


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



546
| Институт развития человека

Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке

Вид для печати
top