Сознание и дух

Какова разница между сознанием и духом — с точки зрения даосской алхимии?

Сознание и дух — это условие, а затем развитие. Дух человека выражает сознание, сознание определяет состояние духа. В даосской концепции для реализации связи дух-сознание существует понятие «срединности». Что такое срединность? Это естественное гармоничное состояние сознания. Зачем оно нужно? Для того чтобы сознание могло опираться на дух, выражать его и, самое главное, взращивать. В противном случае сознание не имеет опоры и не может выразить себя.

Человек, живущий в хаотической среде обитания, нарушает условия существования связи «дух-сознание». Следовательно, сознание для него не есть чувство, это реакция, так как оно опирается не на внутреннее переживание, а на внешнее возбуждение. Дело в том, что если мы имеем сознание, то у него существует два условия проживания: адекватное, то есть взвешенное, либо неадекватное, то есть невзвешенное. Самое опасное для невзвешенного сознания, когда вокруг него присутствует масса других невзвешенных сознаний, мешающих представлять свою индивидуальную позицию.

Но чтобы ее выразить, нужны еще соответствующие условия и образование. То есть как бы мы ни хотели, но для того чтобы начать разбираться с сознанием, нужны соответствующие условия, в которых сознание не должно искать аргументы против и защищать это «против», а искать «за» и развивать это «за». Для этого нужно перевести состояние своего внутреннего пространства в доминирующую форму над внешним. Грубо говоря, внутренний порядок действий должен преобладать над внешним. В даосской концепции это значит «диаграмма Фу-Си преобладает над диаграммой Вэнь-Вана».

Сознание должно быть инструментом, позволяющим человеку оперировать как внешним миром, так и внутренним, и для этого его надо развивать. Человек не может иметь развитое сознание, если он не работает над ним ежедневно. Далее следует вопрос: что значит работать ежедневно?

Сознание — это инструмент духа, но чтобы человек это понял, он должен довести силу сознания до силы духа. В противном случае он лишь реагирует, декларирует. Все это приводит к формированию лозунгов, когда говорится и повторяется много хорошего, но оно не становится реальным, так как нет осознания сказанного. И это не психологический момент, а исключительно физиологический. Даосская традиция учит понимать дух и сознание физически, чтобы эти понятия не были образны, эзотеричны.

Говорить о разнице этих понятий без выявления их статуса — это все те же сугубо лозунговые формы объяснений. Нужно познавать инструменты, чтобы сформировать факты. Пока сознание и дух не станут для человека фактом, он будет продолжать подменять одну образность другой. Все должно познаваться: это, собственно, и отличает человека от не-человека.

Более подробно на тему сознания читайте в разделе «Лаборатория развития».

 

 

12 октября 2012

Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке



Вид для печати
top