Всеволод Мейерхольд

Расположение в пространстве и времени, привязка к поведению в пространстве, роль через систему, а не текст… Да, сознание человека не должно следовать за текстом, текст — за сознанием. Слово должно выражаться, а не заучиваться. Все — от движения до эмоционального выражения — должно быть простроенно. Импровизация — это следствие системного развития, а не случайного. Вернее, можно даже сказать так: случайное есть результат конкретного.

Все должно быть следствием комбинирования. Ведь даже импровизируя, мы комбинируем наработанное. Что есть импровизация? Это результат естественного, а в нашем случае наработанного типа поведения во всех его формах. Если поведение не опирается на систему, то оно вульгарно. И самая большая проблема тех, кто не развивает и не комбинирует схемы, заключается в том, что они опираются только на то, что для них естественно. Но это имеет конечную природу. Нужно не только сделать схемы естественными (то есть научиться их проживать), но и научиться комбинировать их. Тогда мы говорим о развитии, а не просто о выражении своего «я».

Структура, или схема, позволяет не только выражать себя, но и организовывать. Нужно научиться по-настоящему выражать, а не подменять себя. Театр есть великое искусство познания человека. Вернее, он должен быть таким, и здесь мы должны не только склонить голову перед великим учителем и не просто повторять его имя, а заставить себя понять, что величие Мейерхольда в том, что он учил человека обучаться.

Не надо сводить его роль только к театру. Его подход — это реальная школа, это то, что должен познавать каждый юноша и девушка, когда они становятся готовы не просто играть во что-то, а выражать себя. Это второе великое построение человека после ритма.

Самая важная и самая сложная роль в жизни человека — это его собственная. Но чтобы познать роль, нужно иметь учителя. Учитель — это вневременное понятие. Мейерхольд не может рассматриваться только как историческая личность. Он есть. Он продолжает учить обучаться, а значит, в воле каждого из нас определять, кем для него лично является этот великий человек.

Мейерхольд рассматривает человека как фигуру, и человек не может быть фрагментарным. Это очень важно: несмотря на то, какая у нас роль, мы цельны в ней. И, кстати, проявление цельности в малом — это и есть высшее искусство. Ведь действенность — это умение взвешивать свои слова и поступки. Как мы можем требовать что-либо от кого-то, если не умеем взвешивать сами? Взвешивая, мы оперируем мерой. И только оперируя мерой, мы оказываемся в состоянии не только выражать действенное, но и слышать его.

Задача человека — не вызывать эмоцию другого, а вскрывать его чувство, дать ему возможность уйти от краткосрочных ощущений в глубинные переживания. Мы должны уметь проживать каждый день своей жизни как полноценный акт. То есть должна быть фигуральная завершенность, и тогда мы можем творить. Представлять себя достаточно сложно, для этого требуется выражение, а для выражения нужна внутренняя сила. Без нее невозможно не только строить свое пространство, но и представлять его.

Собственно, умение позиционировать себя в жизни — это не менее важная задача. Акт воссоединения своего пространства с внешним — это реальное искусство. И не важно, что мы здесь рассматриваем: школу, театр, семью или работу. Все это должно быть понимаемо и обучаемо. Это есть искусство обучения, и в этом выражена вся сила Мейерхольда. И не важно, кто, как и почему его понимает. Я его понимаю именно так.

Важно, понял ли человека, что невозможно обучиться чему-то без умения обучаться. Ну, как можно выразить себя, не развив чувство баланса? Ведь баланс — это опора для последующих действий, это тот дом, куда можно постоянно возвращаться в случае отклонения в ту или иную сторону. Важнейшая задача человека — это не реагировать на себя, а выражать себя. Реагируя на себя, мы развиваем в себе реакцию и на окружающих. Мы не только отдаляемся от себя, но и начинаем мешать другим.

Конечно, очень важно не разрывать связь с собой, но ее еще надо выявить. Возьмем три важнейших принципа Мейерхольда: намерение, осуществление и реакция. Все они суть одного: способен человек или нет менять свое напряжение, тонус, возбуждение, в конце концов. И здесь кроется величие Мейерхольда, которое состоит в том, что в действительности, он обучал лишь одному и самому главному — умению обучаться.

Это очень важно для мастера и учителя: не перекрывать путь своим ученикам, представляясь истиной в последней инстанции. Вы только вдумайтесь: он ставит состояние переживания выше личностного «я», красоты, положения и возможностей. То есть как бы всем по способностям, но с пониманием того, что ограничивает и что взращивает.

В общем, мы должны не принижать свою жизнь, а уметь ей пользоваться. Это важно, ибо тогда мы не будем принижать жизнь других. Умение восхищаться другими — это нахождение чего-то правильного для себя, а реагирование и принижение других — это взращивание подобных качеств в себе.

Актер для Мейерхольда — это, в первую очередь, человек, умеющий развивать и размещать себя в пространстве, а это важнейшее ментальное усилие, позволяющее пользоваться в своей жизни «углом и линейкой».

И в заключение я хотел бы указать на важнейшие тезисы в искусстве обучения, созданного Мейерхольдом:

  • Если задействуешь какую-то часть тела, ты должен чувствовать все тело.
  • В любом действии должна быть отчетливость, следует не допускать размытости.
  • Следует понимать, что такое отвлеченность сознания и как этого не допускать.
  • У каждого построения есть метод, и он должен быть усвоен.
  • Необходимо уметь переходить из одного задания в другое.
  • Важно понимать не только задание, но и сам процесс перехода.
  • Намерение не должно выходить за пределы равновесия, тогда достигается результат.
  • Все движения должны быть ориентированы.
  • Умение не потерять себя в массовости.
  • Любое движение, положение, звук должно быть организовано.
  • В действиях, как и в пространстве, не должно быть мелочей.
  • Ритм и действие не должны нарушать внутреннего пространства, иначе человек начинает забирать внешнее.
  • Всякое искусство должно быть организованно.
  • Физическое состояние должно быть регулируемо, иначе оно создает проблемы психическому состоянию.
  • Физическое состояние подчиняется ментальному пониманию того, из чего оно состоит и каковым должно быть его построение.
  • Каждое движение, каждое действие должно быть условием перехода в другое.

 

Вопрос


Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.



Отправить эту страницу другу


Share |
Имя:
Емаил:
Имя друга:
Емаил друга:
Сообщение:
Введите символы на картинке:
Введите символы на картинке

261
Вид для печати
top